Джейсон Стетхем – один из самых любимых западных актеров в России. И дело не только в мемной славе, которая берет корни из его собственных цитат вроде «Шекспир крут, спору нет, но не для меня», но и в его ролях. Лысый брутальный мужчина, который борется с бандой наемников или гангстеров, с характерным «батиным» юмором уже почти 30 лет.
Лучшие и худшие фильмы с Джейсоном Стетхемом

Недавно в прокате вышел фильм «Мастер» по сценарию Сильвестра Сталлоне. Критики довольно хвалебно отозвались о новой картине, где Стетхем, как всегда простой работяга, борется с бандой головорезов и торговцев людьми.

На IMDB фильм получил рейтинг 6.1, и во многом фильм выглядит проходным и неудачным для Стетхема – чего не сказать о многих других картин с Джейсоном с небольшим рейтингом. Чтобы понять, как распознавать хорошие картины со Стетхемом и отличать их от плохих, можно ориентироваться сразу на несколько факторов.
Лучшие фильмы со Стетхемом
Тандем с Гаем Ричи
«Карты, деньги, два ствола»; «Большой куш»; «Револьвер»; «Гнев человеческий»; «Операция "Фортуна": Искусство побеждать», «Револьвер», «Костолом» – полный список картин, где Ричи и Стетхем работали вместе.
В своих ранних картинах Стетхем был неотразим, за что и получил будущий образ, который используют почти в каждом фильме с Джейсоном. Но лучше всех это удавалось Ричи, который снимает боевики, где Стетхем избивает парней направо и налево. Ричи понимает, что Стетхем – это кинозвезда, причем даже больше звезда, чем ловкий мастер боевых искусств из фильмов (хотя он и им является).
Исключением из правила «Ричи + Стетхем = крутое кино» стал разве что «Револьвер», который провалился в прокате, собрав всего 7 миллионов долларов, а образ Мистера Голда не был понят большинству зрителей сразу. Или все дело в прическе?

Культовые «Адреналин» и «Перевозчик»
Обе части «Адреналина» и трилогия «Перевозчика» – картины, которые влюбили в Стетхема российского зрителя. В первой части «Перевозчика» (2002) Джейсон был молчаливым и точным водителем Фрэнком Мартном, который выносил врагов одной дверью и устраивал побоища на масляном полу. Успех экшн-сцен с гонками и драками «Перевозчике» стал возможен благодаря постановщику Кори Юэню, который и создал образ непобедимого Стетхема в этой дилогии. Во второй части драки один против толпы только укрепили мнение, что Джейсон реально несокрушим. К тому же именно с «Перевозчика» в карьере Стетхема начали появляться сцены, где он виртуозно отбивается от нападающих с помощью предметов, попадающих под руку – ведро, шланг и даже пальто.

«Адреналин», вышедший в 2006-м, и вовсе стал революцией в индустрии боевиков. Здесь Стетхем дерется, катается голым на мотоцикле, выпрыгивает из вертолета и вылетает из лобового стекла автомобиля – и все буквально за одну минуту. Экшн-сцен в фильме середины нулевых настолько много, что «Адреналин» предвосхитил эпоху Tik-Tok фильмов для людей с синдромом СДВГ. Именно после «Адреналина» боевики стали выкручивать число сцен с драками и насилием на максимум.

Стетхем должен быть простым работягой
Важный аспект, который позволяет распознать качественный фильм с Джейсоном, – его работа. Если в начале фильма Стетхем предстает в образе простого работяги, значит, зрителя ждет эпический экшн. В «Мастере» Стетхем – скромный строитель, чуть раньше — пчеловод, живущий в амбаре. А вот в «Механике» слегка не докрутили – сюжет был бы куда более интересным, если бы Стетхем «подрабатывал» настоящим механиком между заказами наемного убийцы.

Крутые тачки и защита детей
В седьмом «Форсаже» герой Стетхема Декард Шоу привлекателен не только тем, что может избить Дуэйна Джонсона, но и своим универсализмом. Сначала Стетхем – хладнокровный и мстительный брат, готовый убить кого-угодно, который к тому же является первоклассным гонщиком. В нескольких эпизодах ему удалось обогнать даже Доминика Торетто – человека с 15 передачами в любом автомобиле. В следующей, восьмой, части, где сам сюжет вызывает шок у зрителя из-за невероятного угона подлодки с российской базы, задача Стетхема – спасти ребенка Торетто. И делает он это филигранно, успевая и избивать соперников, и развлекать грудничка.

Что касается крутых тачек, здесь ноги снова растут из первого «Перевозчика», где у Стетхема была культовая модель BMW e39 – даже спустя 20 лет после выхода фильма она пользуется спросом у любителей немецкого автопрома. В дальнейшем же машины были неотделимым атрибутом героев Стетхема – в «Форсаже» он предпочитал британскую классику, в «Гневе человеческом» была инкассаторская машина и грузовик в «Мастере». Апогеем единения с автомобилем снова стал «Перевозчик» – в третьей части на него надевают браслет, который взорвет Фрэнка, если он отойдет слишком далеко от машины.
Неудачные фильмы
Большинство, где сценаристом был Сталлоне
Слай и Стетхем – давние друзья, которые работали на одной площадке не один раз. Однако симбиоз актера и сценариста далеко не всегда был успешным.
Попытки Сталлоне снять звездный боевик старой школы «Неудержимые», мягко говоря, не удались – во всех четырех частях их персонажи Барни Росс (Сталлоне) и Ли Кристмас (Стетхем) являются лучшими друзьями, постоянно обменивающимися высокопарными шутками. Однако на что-то большее их тандем не дотянул. Совместные работы, где Сталлоне был по ту сторону экрана («Последний рубеж» и «Мастер»), тоже не снискали большого успеха среди критиков. Однако зрителям «Последний рубеж» понравился – как боевик на вечер фильм подходит. И все же сценарии, которые Слей писал сам под себя («Рокки», «Рэмбо»), были куда более удачными, чем реплики, которые он писал для англичанина.

Везде, где Стетхем играет полицейского
Согласитесь, представить Стетхема, для которого закон и справедливость не всегда означают одно и то же, в роли полицейского довольно сложно. И так думает не только зритель, но и кинокритик.
«Без компромиссов» (рейтинг 6.1 на IMDB) и «Хаос» (рейтинг 6.4 на IMDB) показал, что полицейский из Джейсона довольно тусклый – просто не верится, что Стетхем чтит какой-то из законов, кроме своего собственного. С «Хаосом», который вышел в 2005-м, шансов на успех было мало еще и из-за фактора «Перевозчика» – две первый части вышли незадолго до того, как он впервые сыграл копа.
Исключение – «Противостояние» 2001-го, динамичный сай-фай-экшн с довольно оригинальной задумкой, где Стетхем играет блюстителя законов мультивселенной, и поэтому он больше похож скорее на полицейского времени, чем на привычного копа.
