Поступления от утилизационного сбора в федеральный бюджет России по итогам 2025 года окажутся на 44% ниже запланированного уровня. Такие данные приводит Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).
Минус триллион: поступления от утильсбора рухнули несмотря на рост ставок

Как сообщает портал 74.ru, несмотря на то что в начале года ставки сбора были увеличены более чем вдвое, ожидаемого роста доходов по этой статье не произошло.

Согласно прогнозу аналитиков, фактический объем поступлений составит 1,1 трлн рублей, в то время как правительство рассчитывало собрать более 2 трлн. Таким образом, недобор в бюджет достигнет 0,89 трлн рублей. Эта сумма сопоставима с общим падением ненефтегазовых доходов, которое оценивается в 0,9 трлн рублей, и вносит значительный вклад в растущий дефицит бюджета
По ноябрьским оценкам, дефицит может составить 5,7 трлн рублей при плановом показателе в 1,2 трлн. Примечательно, что фактические сборы 2025 года остались на уровне успешного для авторынка 2024 года, когда они также составили 1,1 трлн рублей, превысив показатель 2023 года в 1,7 раза.
Ключевым фактором, который привел к такому результату, стало сокращение налогооблагаемой базы — то есть количества автомобилей, с которых взимается сбор. Это произошло из-за одновременного падения как импорта, так и внутреннего производства.
По данным агентства «Автостат», за январь-октябрь 2025 года ввоз новых легковых автомобилей в страну сократился на 64%. Даже в ноябре, на фоне ажиотажного спроса перед очередным повышением ставок, импорт оказался на 9% ниже прошлогоднего. По итогам года ожидается общее снижение ввоза новых машин на уровне 60%.
Ситуация с импортом подержанных автомобилей выглядит несколько иначе: за десять месяцев их ввоз вырос на 10%, а октябрь и ноябрь отметились локальными рекордами. Однако этот рост не смог компенсировать общие потери для бюджета. Значительная часть таких машин ввозится физическими лицами по льготным ставкам, которые составляют от 3,4 до 5,2 тысяч рублей и в сотни раз ниже коммерческих тарифов.
Одновременно с падением импорта сократился и выпуск автомобилей внутри страны. Производство легковых машин в 2025 году снизилось на 10%, причем в октябре падение в годовом выражении было двукратным.
Крупнейший российский автопроизводитель, «АвтоВАЗ», был вынужден перейти на четырехдневную рабочую неделю, а его продажи сократились на четверть по сравнению с 2024 годом. В сегменте коммерческого транспорта ситуация еще более сложная: производство грузовиков и автобусов упало на треть.
Снижение поступлений от утильсбора уже отразилось на финансировании государственных программ. В отчете ЦМАКП отмечается, что это привело к оптимизации расходов, которые курирует Минпромторг, в рамках госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Сокращение затронуло проекты, направленные на развитие автомобилестроения, транспортного машиностроения и промышленной робототехники.
Правительство, в свою очередь, продолжает реформу утилизационного сбора. Введенный в 2012 году как мера защиты внутреннего рынка, сбор последовательно увеличивается. Так, для новых машин с моторами 1-2 литра его ставка выросла со 178 тысяч рублей до 301 тысячи в 2023 году, а в 2024-2025 годах достигла 667 тысяч. С 1 января 2026 года она станет 800 тысяч рублей, а к 2029 году превысит 1 миллион.
Кроме того, принимаются меры для закрытия каналов ввоза по льготным тарифам. Еще весной 2024 года был ограничен импорт машин из стран ЕАЭС, а с декабря 2025 года для частных лиц, ввозящих автомобили с ДВС мощнее 160 л.с. и электромобили мощнее 80 л.с., начали действовать высокие коммерческие ставки. Это увеличивает цену таких моделей, как гибрид Lixiang L7, на 1–1,5 миллиона рублей.
Плановое повышение с января 2026 года сделает ввоз некоторых автомобилей экономически нецелесообразным. Например, сбор за пятилетний автомобиль с двигателем 2,5 литра мощностью 249 л.с. составит 3,55 миллиона рублей, что может превышать его стоимость за границей.

Все эти меры способствуют дальнейшему сокращению импорта и перераспределению спроса в пользу автомобилей с двигателями до 160 л.с. и машин местной сборки. Однако ассортимент российского автопрома пока ограничен продукцией «АвтоВАЗа», «УАЗа» и нескольких заводов, собирающих китайские модели.
Проект Solaris остается в состоянии неопределенности, а бывшие заводы Nissan, GM и Toyota в Санкт-Петербурге либо простаивают, либо работают в крайне ограниченном режиме.
В то же время цены на автомобили российской сборки после полугодовой паузы снова начали расти, что может осложнить ситуацию на рынке в первой половине 2026 года.
