Система «старт-стоп», ставшая почти неотъемлемой частью современных автомобилей, предназначена для снижения расхода топлива и выбросов вредных веществ в атмосферу. Идея проста: двигатель автоматически глохнет при остановках, например, на светофоре, и запускается снова при нажатии на педаль газа. Это позволяет экономить топливо, особенно в плотном городском трафике.
Стоп, машина: эксперт назвал функцию, которая убивает двигатель автомобиля

Однако влияние такого режима работы на ресурс двигателя вызывает опасения. Автоэксперт Роман Сокуев назвал «Российской газете» потенциальные проблемы, которые может создать популярная система «старт-стоп».

По словам специалиста, каждый запуск двигателя — это микростресс для его деталей. В первые секунды после пуска масло не успевает достичь всех трущихся поверхностей, что приводит к повышенному трению и износу. Система «старт-стоп», активируясь десятки раз за поездку, особенно в пробках, многократно увеличивает этот эффект. В результате моторное масло быстрее деградирует, окисляется и накапливает низкотемпературные отложения.
Короткие поездки по городу с постоянно работающей системой «старт-стоп» создают еще одну проблему: двигатель не успевает прогреться до рабочей температуры. Это способствует образованию конденсата в масле, что также негативно влияет на его смазывающие свойства и ускоряет износ двигателя.
Но и у этой проблемы есть решение. Сегодня производители масел учитывают особенности работы современных двигателей, включая системы «старт-стоп», и разрабатывают такие формулы, которые минимизируют негативные последствия ее использования. Такие масла обладают повышенной термической стабильностью, улучшенными противоизносными и противозадирными характеристиками, а также низкой вязкостью при холодном пуске, что обеспечивает быструю циркуляцию масла сразу после запуска двигателя.
«Для автомобилей с системой "старт-стоп" рекомендуются масла, соответствующие международным стандартам ACEA C2/C3 или спецификациям автопроизводителей, таких как VW и MB», — отметил Роман Сокуев.
Кроме того, эксперт советует сокращать межсервисные интервалы замены масла на 10-15% для автомобилей, эксплуатируемых в интенсивном городском режиме с частым использованием системы «старт-стоп». Это позволяет поддерживать двигатель в оптимальном состоянии и предотвращать накопление продуктов износа.

Так что выбор правильного моторного масла — ключевой фактор для долговечности двигателя автомобиля при использовании системы «старт-стоп». Использование масла, не соответствующего рекомендациям производителя, может привести к ускоренному износу и серьезным поломкам. Некоторые автопроизводители, например, Volkswagen, даже ввели специальные допуски для масел (например, VW 508 00), которые учитывают повышенные нагрузки на двигатель в режиме «старт-стоп».
«Система "старт-стоп", хотя и способствует экономии топлива и снижению выбросов, требует внимательного отношения к обслуживанию автомобиля.
Правильный выбор масла, регулярный контроль его уровня и состояния, а также своевременная диагностика помогут сохранить ресурс двигателя и избежать проблем в будущем», — заключил автоэксперт.