Безопасный спуск по обледеневшему склону строится на трех ключевых вещах: заранее снизить скорость, ехать на пониженной передаче с торможением двигателем и ни в коем случае не делать резких движений рулем или педалями.
Как безопасно съехать по обледеневшему склону: самое важное о зимнем вождении

Пошаговая инструкция и типичные ошибки

Подготовка перед спуском
- Снизьте скорость еще до начала спуска, а не уже на уклоне.
- Включите пониженную передачу (вторая или даже первая на очень крутых склонах) и задайте минимальную стабильную скорость, при которой машина катится без газа.
- Держите руль прямо, заранее выровняйте машину по траектории спуска, увеличьте дистанцию до идущего впереди транспорта.
Техника спуска по льду
- Основное торможение должно быть двигателем: нога с газа, передача пониженная, без «игры» педалью тормоза.
- Если нужно чуть сбросить скорость, очень мягко нажмите на тормоз только на прямом участке, когда руль строго прямо; не тормозите в повороте.
- Не сочетайте активное руление и торможение одновременно: сначала плавно тормозите на прямой, затем рулите или наоборот.
Что делать при заносе и сносе
- При начале бокового скольжения отпустите тормоз и поверните руль в сторону заноса задней оси, чтобы выровнять машину по направлению движения.
- Не жмите тормоз в заносе. При необходимости слегка добавьте газ, когда машина уже начинает выпрямляться, чтобы стабилизировать траекторию.
- Если автомобиль все равно «повезло» и есть возможность, лучше скользнуть в рыхлый снег/сугроб по касательной, чем ловить машину встречкой или столбом.
Типичные ошибки
- Резкое торможение «в пол» на льду без нужды: колеса блокируются, ABS не всегда спасает, машина превращается в санки и перестает рулиться.
- Попытки притормаживать в повороте или одновременно крутить руль и давить тормоз. Это частая причина разворота поперек склона.
- Излишние подруливания и «дергания» рулем. Чем больше лишних движений, тем сильнее потеря сцепления.

Когда лучше не ехать совсем
Если склон — чистый лед и очень крутой, есть припаркованные машины или обрыв, нет отсыпки песком. В таких случаях безопаснее развернуться, объехать или переждать коммунальщиков.
При полном отсутствии опыта таких спусков лучше вообще избегать подобных участков или пройти очную тренировку зимнего/экстремального вождения.
Как улучшить видимость
По словам мастера спорта по ралли и автомобильного эксперта Егора Васильева, «ничего худшего для правильного восприятия дороги и участников дорожного движения, чем белый снег и сумерки, придумать нельзя». Он добавил, что в таком случае сложно сохранять контроль над ситуацией, но, чтобы это все-таки делать и видеть как можно больше, следует использовать очки с желтыми светофильтрами. Таким образом получится значительно повысить контрастность восприятия картинки.
Проверьте сцепление под колесами
Такой совет дал чемпион СССР по автогонкам, а также автор многочисленных книг по вождению Михаил Горбачев. Сделать это, по его словам, очень просто: «Двигаясь по прямой, нужно слегка нажать на педаль тормоза, перед этим убедившись, что сзади поблизости нет машин». Если машина «клюнула носом», значит дорога безопасна, если же нет, стоит быть внимательнее на скользких участках.

Используйте зимние шины
Также Горбачев рекомендовал вовремя «переобувать» машину в шипованную резину и ни в коем случае не использовать летние шины зимой.
Обгоняйте только по правилам
Автогонщик напомнил, что в зимнее время года обгон становится опаснее, поэтому стоит меньше времени проводить на встречной полосе. При выходе на встречку нужно быть уверенным, что у вас есть запас скорости. И не менее важно соблюдать дистанцию, заключил Горбачев.
Оцените, что под колесами
Автомобильный журналист и эксперт по внедорожному вождению Григорий Алешин рассказал, как быть, если автомобиль застрял в сугробе. По словам эксперта, нужно попытаться выехать «враскачку». При этом такой выход из ситуации подходит владельцам и механики, и автомата.

