«Чем хуже, тем лучше»: в чем феномен Balenciaga и почему «уродливая мода» так популярна?

Почему «грязные» кроссовки и сумки в форме мусорных пакетов продают за тысячи долларов? Их покупают единицы, но обсуждают миллионы.
Елизавета Сидоренко
Елизавета Сидоренко
Старший редактор Mentoday.ru
«Чем хуже, тем лучше»: в чем феномен Balenciaga и почему «уродливая мода» так популярна?
Legion-Media

Новая коллекция Balenciaga снова стала поводом для шуток и мемов: ничего революционного, Демна Гвасалия опять сделал кутюр из простых вещей и сыграл на контрасте между четырехзначным долларовым ценником и нарочитой небрежностью. На этот раз в социальных сетях завирусился мятый офисный костюм и коллаборация с Puma: бренд представил сумку в виде черного мятого пакета и «поношенные» замшевые кеды. Разбираемся, почему зумеры обожают Balenciaga и готовы покупать «потертые» вещи за тысячи долларов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Balenciaga / Puma
Balenciaga / Puma
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Антиэстетика

Бренд создает браслеты-скотчи за 3240 долларов (286 тысяч рублей), продает кошельки в виде помятой пачки чипсов за 1800 долларов (165 тысяч рублей) и руководствуется политикой «чем хуже, тем лучше». В социальных сетях Balenciaga время от времени появляются странные публикации фэшн-съемок с «антиэстетикой», которая стала узнаваемой чертой бренда. Мятые вещи на подиуме, небрежный крой и драная обувь — тот случай, когда мусорный пакет может легко стать частью новой коллекции. 

Pamela Ocampo / X
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кстати, мусор уже давно стал новым «шиком» — другие дизайнеры тоже переосмысляют одноразовые утилитарные аксессуары. И несмотря на то, что Мартин Маржела еще в 1989 году одел моделей в пакеты из французского супермаркета, этот прием до сих пор считают чем-то из ряда вон выходящим. В 2010-х на «мусорную» эстетику переключился и Jil Sander, в 2017 Balenciaga выпустила коллаборацию с IKEA в виде той самой скрипучей и шуршащей синей сумки, только из премиальной кожи и с ценником 2145 долларов (190 тысяч рублей вместо 99 центов за оригинал!). В 2022 году Демна представил «самый дорогой в мире мусорный мешок» за 1790 долларов, и он явно был не последним «мусорным» аксессуаром на подиуме. В 2025 году пакеты продолжают мелькать на модных показах (например, в коллекции Bottega Veneta) и не собираются отправляться на помойку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Balenciaga x ikea

Любители поскандалить

За все время существования бренд несколько раз поскальзывался на тонком льду «отмены», но все равно не проваливался окончательно. С тех пор как в 2015 году модный дом возглавил Демна Гвасалия, Balenciaga постоянно попадают в эпицентр скандалов.

Legion-Media

Выходки дизайнера обсуждали, но терпели: этично ли делать из хозяйственной сумки за 99 центов аксессуар за 2145 баксов и выпускать на подиум моделей, похожих на беженцев? И если оверпрайс-товары принимали как художественное заявление, то рекламная кампания с участием детей и БДСМ-эстетики не выдержала критику. В 2022 году Balenciaga представили коллекцию брендированных товаров для дома, в которую вошли подушки, посуда и одежда для домашних питомцев, в том числе кожаные шлейки с шипами, цепями и заклепками. Все бы ничего, но товары рекламировали маленькие дети: на бренд обрушилась волна хейта и Balenciaga обвинили в пропаганде педофилии.

Кадр из скандальной рекламной кампании
Кадр из скандальной рекламной кампании
Balenciaga
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Под горячую руку попала и другая кампания с участием Николь Кидман и Изабель Юппер: актрисы изображали бизнес-вуман с Уолл-стрит, заваленные бумагами, среди которых внимательные пользователи рассмотрели двусмысленные послания — работы художника Михаэля Борреманса, порицаемого в сексуализированном изображении детей, и документы, связанные с федеральным законом о детской порнографии. После скандала бренд удалил снимки с сайта и из социальных сетей, а также публично извинился: «Мы искренне приносим свои извинения за оскорбление, которое каким-либо образом могла нанести наша кампания. Наши сумки и плюшевые медведи не должны были демонстрироваться детьми».

Balenciaga
Balenciaga
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Balenciaga все равно начали массово «отменять»: некоторые звезды демонстративно сожгли брендовые вещи на камеру, удалили фотографии в образах от Демны и запустили флешмоб с хештегами, бойкотирующими Balenciaga #Cancelbalenciaga и #BoycottBalenciaga. В сети также вспомнили бывшего креативного директора Александра Ванг, которого не раз уличали в сексуализированных домогательствах (в 2020 году Вангу предъявили официальные обвинения).

Balenciaga — лишь один из брендов, угодивший в скандал в эпоху культуры «отмены» из-за слабости к андеграундному искусству, которое общество терпеливо выносит, но только до определенного момента. Грани этики сегодня размыты, а понятие «перебор» может трактоваться слишком широко, но дизайнеры продолжают размахивать красной тряпкой и иногда дорого расплачиваются за это. Но в случае Balenciaga дурная слава как будто только подогревает интерес к бренду, и после выхода нового «мемного» аксессуара все вновь обсуждают «ту странную вещицу от Демны за тысячу баксов».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тренд на тренде

За Balenciaga всегда стоят зрелищные высказывания. Вплоть до скандальных рекламных кампаний бренд 4 года подряд становился самым популярным в мире (или как минимум входил в тройку лидеров). Но даже после «коммерческого провала» Демна Гвасалия делает все, чтобы не понижать индекс цитируемости. Хотя показы Balenciaga уже сопровождаются скучающими зевками и недовольными комментариями, мол, бренд исчерпал свои идеи и не может предложить миру моды что-то новое, Демна продолжает отрабатывать проверенные временем тренды: кожу, спортивные силуэты, отсылки к 90-м и постсоветскому пространству в целом. Что в 2022, что в 2025 году модели Balenciaga продолжают выходить на подиум в спортивных костюмах, а в социальных сетях продолжают это обсуждать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Balenciaga
Balenciaga

Бренд оперирует желанием своей целевой аудитории выделиться из толпы, высмеивает идею роскоши, адаптируя копеечные товары под люксовый сегмент, играет на контрасте и выводит «уродство» в абсолют (чего только стоит коллаборация Balenciaga с Crocs) — все это шокирует и провоцирует на обсуждение. Но в новой коллекции Balenciaga нет ничего сверхъестественного, а классические офисные костюмы выбиваются из политики бренда — надо же, Демна стал «нормисом». Возможно, это еще один ироничный ход и вопрос дизайнера — действительно ли нам нужно выделяться?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ