На этой неделе вне конкурсной программы Каннского кинофестиваля состоялась премьера нового фильма Спайка Ли «Рай и ад» («Highest 2 Lowest») — ремейка одноименной картины Акиры Куросавы. В центре сюжета глава музыкального лейбла (Дензел Вашингтон), которому предстоит сделать сложный выбор: платить или не платить выкуп похитителям сына его помощника и ближайшего друга?
«Слава», «Малкольм Икс», «Гангстер»: лучшие фильмы с Дензелом Вашингтоном

Во время премьеры Ли неожиданно наградил Вашингтона почетной Золотой пальмовой ветвью за жизненные достижения – зачастую о вручении сообщают заранее, однако в случае с Дензелом фестиваль не анонсировал событие. Кажется, самое время вспомнить главные достижения Дензела на актерском поприще и выделить лучшие картины с двукратным обладателем премии «Оскар».
«Слава» (1989)
Нашумевшая эпопея Эда Цвика об афроамериканских солдатах в Гражданской войне показывает в том числе мятежного и циничного беглого раба — рядового Трипа (Дензел Вашингтон). Несмотря на второстепенную роль, Вашингтон играет самого глубокого персонажа, который на протяжении фильма кардинально меняет свои взгляды на этот мир. Из мужчины, который не видит смысла бороться и считает всех своими врагами, он превращается в человека, принявшего этот мир.
Несмотря на то, что его герой сеет хаос, он также часто кажется единственным человеком, который видит вещи такими, какие они есть. Несомненно, эта роль стала поворотной в карьере Дензела. А большинство поклонников считают, что та слеза, которая тихо скатывается по лицу Дензела в одной из сцен «Славы», принесла ему первый в карьере «Оскар» (пускай и за роль второго плана).
«Малкольм Икс» (1992)
«Рай и ад» 2025-го — не первая работа Дензела и режиссера Спайка Ли. В 1992-м на экраны вышел биографический фильм «Малкольм Икс» о легендарном лидере движения за гражданские права темнокожих в США. Автобиографический фильм рассказывает о реальном человеке. Свою взрослую жизнь он начинает как гангстер и впоследствии становится голосом равноправия и справедливости по отношению к темнокожим американцам.
Осторожно сводя звенья цепи расовых противоречий, которые накопились за несколько сотен лет, режиссер скорее занимает позицию наблюдателя и дает Дензелу самому развивать сюжет и раскрывать персонажа. И Вашингтон, тогда еще не настолько звездный актер, выдает одну из лучших ролей в своей карьере (первая номинация на «Оскар» за лучшую мужскую роль) – он показывает Малькольма реальным человеком, не лишенным отрицательных черт и соответственно спорных поступков.
«Тренировочный день» (2001)
По первым кадрам «Тренировочный день» похож на типичный полицейский боевик, где молодой и зеленый коп Джейк Хойт (Итан Хоук) отправляется учиться уму-разуму и набираться опыта у прожженого детектива Алонсо Харриса (Дензел Вашингтон). На деле же повидавший жизнь Харрис оказывается абсолютно бессовестным ветераном полиции, который ведет себя непредсказуемо: он готов наставить на коллегу ствол, всю дорогу подкалывать юнца-напарника шутками ниже пояса. Таким образом, мы получаем не классический полицейский процедурал, а вполне циничный триллер.
Весь «Тренировочный день» – это борьба двух людей разных поколений и мировоззрений. Идеалист Джейк стремится к не замешанной в криминале карьере полицейского, которого уважают за честность и неподкупность. Алонсо же, напротив, уже давно осознал – чтобы поддерживать порядок, иногда требуется переступать закон.
Именно итог столкновения двух разных мировоззрений и держит всю интригу фильма в напряжении. Сам же Вашингтон за фильм получил единственный в карьере «Оскар» за лучшую мужскую роль.
«Гангстер» (2007)
В криминальной драме Вашингтон играет печально известного наркобарона из Гарлема Фрэнка Лукаса, который монополизировал рынок запрещенных веществ в 60-70-х годах прошлого века. В работе режиссера Ридли Скотта Вашингтон прекрасно справляется с трудовой этикой Лукаса и постепенно проявляет ярость, когда все вокруг него начинает рушиться. Его монологи, манера общения и язык тела — заслуга самого Вашингтона.
«Гангстер» получился в лучших традициях фильмов о мафии, он в полной мере оправдывает свое название, ведь личность Фрэнка Лукаса действительно была знаковой в Нью-Йорке наряду с криминальными боссами итальянской мафии.
«Экипаж» (2012)
Еще одна знаковая работа Вашингтона – роль пилота Уипа Вайтекера, человека с алкогольной зависимостью, который совершает героический подвиг во время авиакатастрофы.
Возмущенный тем, что кто-то осмелился усомниться в его действиях после того, как он спас сотни людей, Уип все больше и больше погружается в гнев и негодование. Эта роль потребовала от Дензела впечатляющего эмоционального диапазона – с развитием сюжета его герой переходит от уверенности к отрицанию, страху и опустошению. Вашингтон завораживает в роли гордого, далеко не героического человека, которого, несмотря на подвиг и спасение жизней, за выпитую рюмку приравнивают к насильникам и убийцам.
Роберт Земекис поставил фильм-катастрофу, сумев создать удивительную атмосферу напряженности. При этом настоящую драму здесь разыгрвает именно Дензел. «Экипаж» показывает настоящую историю алкоголика, который переживает разные стадии зависимости – запои, вранье, отказ от спиртного и возвращение к нему, нежелание признавать свой недуг и безуспешные попытки от него избавиться. Вашингтон детально раскладывает психологию зависимого человека, показывая все подробности без прикрас.