Самый трогательный фильм года: почему не стоит пропускать «Новую волну»

Признание в любви Жан-Люку Годару.
Иван Ефимов
Иван Ефимов
Автор Men Today
Теги:
Самый трогательный фильм года: почему не стоит пропускать «Новую волну»
Legion-Media
6 октября в российских кинотеатрах состоялась долгожданная премьера фильма «Новая волна». Картина погружает зрителя во вселенную гениального Жан-Люка Годара — одного из главных режиссеров прошлого века.
Содержание

О чем рассказывает фильм «Новая волна»?

В конце 1950-х во Франции зародилось экспериментальное кинодвижение «новая волна». Оно стало прорывом в авторском кино: черно-белая картинка, монотонные, но завораживающие кадры, стильные, безнадежно влюбленные герои и новаторская операторская работа – все это моментально покорило зрителя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Французская новая волна», как ее часто называют в России, стала плодом бунта молодых режиссеров против устоявшихся канонов коммерческого кино. Многие из будущих звезд жанра начинали как кинокритики, беспощадно разнося в газетах признанных режиссеров. А потом стали снимать сами и доказали: великое кино можно сделать с минимальным бюджетом – всего за несколько недель и даже без сценария.

Кадр из фильма «Новая волна» (2025)
Кадр из фильма «Новая волна» (2025)
Canal+
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дебютным фильмом «Новой волны» считается «Красавчик Серж» Клода Шаброля (1958), тем временем как «Четыреста ударов» Франсуа Трюффо принесли движению первый коммерческий успех. Но манифестом «Новой волны» и одним из его главных хитов стал фильм «На последнем дыхании» (1960) Жан-Люка Годара.

Годар – один из наиболее актуальных режиссеров прошлого века, собравший армию фанатов среди самых разных поколений. Француза полюбили миллениалы и даже зумеры по всему миру, хотя фильмы 1960-х воспринимаются некоторыми представителями цифрового поколения устаревшими.

Жан-Поль Бельмондо и Джин Сиберг в фильме «На последнем дыхании» (1960)
Жан-Поль Бельмондо и Джин Сиберг в фильме «На последнем дыхании» (1960)
Société Nouvelle de Cinéma
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Черно-белая картинка, красивые утонченные модницы и брутальные драчуны-любовники, философские разговоры и курящие женщины, экзистенциальная тоска и уходящая молодость — в этом весь Годар. Его красивые, романтичные, но тоскливые фильмы отпечатали в себе то, что чувствовала молодежь 50-60-х. Оказалось, спустя десятилетия она не изменилась: тинейджеры все так же отдаются буйствам молодости и грустят о ее быстротечности.

Зафиксировать величие Годара решился американский режиссер Ричард Линклейтер. Его «Новая волна» полностью посвящена съемкам «На последнем дыхании», состоявшимся 65 лет назад. Это не байопик про Годара, а попытка осмыслить его метод и то, как непосредственно, а порою и нелепо создается великое кино.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Новая волна» (2025)
Кадр из фильма «Новая волна» (2025)
Canal+

«Новая волна» – признание в любви, а не биографическая картина

Премьера «Новой волны» в российских кинотеатрах состоялась 6 ноября. Фильм рассказывает, как еще малоизвестный 29-летний Годар снимал свой первый успешный полный метр «На последнем дыхании». Он взялся за сценарий, основанный на газетной заметке о гангстере и его девушке, убедив продюсеров, что снимет фильм за 20 дней.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Новая волна» погружает нас во вселенную Годара: фильм тоже снят в черно-белых тонах, герои говорят по-французски, много курят и пьют кофе. Как и в фильмах автора, персонажи ломают «четвертую стену», глядя прямо в камеру.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

65-летний Линклейтер не классический голливудский режиссер, поэтому его признание в любви Годару закономерно. Он начал карьеру с прорывного инди-фильма «Бездельник» (1990), после чего экспериментировал с жанрами, создав совершенно разные картины – от хулиганской комедии «Школа Рока» с Джеком Блэком в главной роли до авторского проекта «Отрочество» – фильма про взросление, который Линклейтер снимал более десяти лет.

В «Новой волне» Линклейтер показал свой авторский подход к кино, в том числе в выборе артистов. Годара играет неизвестный французский актер Гийом Марбек, дебютировавший этой ролью в кино. Но со своими густыми бровями и точеным бесстрастным лицом Марбек поразительно похож на Годара. Он мастерски передает его голос – задумчивый и гнусавый, с легкой дрожью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Гийом Марбек в роли Жана-Люка Годара и Обри Дюллен в роли Жана-Поля Бельмондо в фильме «Новая волна» (2025)
Гийом Марбек в роли Жана-Люка Годара и Обри Дюллен в роли Жана-Поля Бельмондо в фильме «Новая волна» (2025)
Canal+

«Новая волна» раскрывает нам Годара-человека — невыносимого и хаотичного самодура, который может подраться с продюсером или отменить съемки, чтобы пойти пить кофе. Но при этом остроумного, талантливого и безнадежно одержимого своими идеями.

На главные роли в «На последнем дыхании» Годар пригласил боксера-любителя Жан-Поля Бельмондо (его сыграл Обри Дюллен – еще одно поразительное сходство) и голливудскую старлетку Джин Сиберг (убедительно изображенная Зоей Дойч) – на роль его девушки-американки. Снимать фильм Годар позвал бывшего военного фотографа Рауля Кутара, служившего во французском Индокитае.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В «Новой волне» Линклейтер показывает, что происходило на съемочной площадке ленты, ставшей символом поколений. Временами кажется, что даже в студенческих дебютах сейчас больше организации.

Кадр из фильма «Новая волна» (2025)
Canal+
Кадр из фильма «На последнем дыхании» (1960)
Société Nouvelle de Cinéma

Годар придумывал сцены по ходу съемок, редко делал больше одного-двух дублей и постоянно импровизировал. Если Годара покидало вдохновение, съемки отменялись. Иногда актеры и съемочная группа сутками сидели в кафе на Монпарнасе, пока Годар записывал новые идеи на салфетках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как «Новую волну» приняли зрители и кинокритики?

При просмотре «Новой волны» нам даже не нужно щуриться, чтобы представить, что перед нами Жан-Люк Годар. Кажется, он ожил на экране, и это сверхъестественное ощущение пронизывает весь фильм. Он мастерски переносит нас в Париж 1959 года – на те же улицы, бульвары, в те же кафе и гостиничные номера, где снимался «На последнем дыхании».

В первый съемочный день не верится, что Годар создает великое кино: мы видим несколько случайных людей, стоящих на улице, и маленькую камеру, установленную напротив телефонной будки. На съемках не использовалось осветительное оборудование (везде естественный свет), а авторская группа не писала звук (все озвучивалось на постпродакшене).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так, поступательно «Новая волна» знакомит нас с гением Годара и уникальным временем, когда за несколько недель с минимальным бюджетом создавались шедевры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Новая волна» (2025)
Кадр из фильма «Новая волна» (2025)
Кинопоиск

«Новую волну» отлично приняли как кинокритики, так и обычные зрители. На «Кинопоиске» у фильма оценка 8, на IMDb – 7,5 (возможно, Годара в России любят даже больше, чем в большинстве стран мира).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кинокритики также приняли работу с восторгом – на сайте Rotten Tomatoes у него 90% «одобрения». Вот лишь несколько хвалебных рецензий:

«"Новая волна" — это не портрет Годара в исполнении Линклейтера, а полнометражная благодарность Жан-Люку за то, что тот дал ему возможность снимать фильмы так, как он хочет».

Ричард Броуди (The New Yorker)

«Это та самая редкая птица — фильм о фильмах, который не теряет темпа. Неважно, смотрели вы "На последнем дыхании" или нет. Если вы любите кино и мечтателей, которые его создают, то от этой картины у вас просто перехватит дыхание».

Пит Хэммонд (Hollywood Daily)

«Для преданных поклонников кино "Новая волна" — обязательный к просмотру фильм. Это радостная дань уважения кинематографическому искусству, после просмотра которого вы наверняка встанете в очередь в местном кинотеатре».

Филипп Де Семлиен (Time Out)