35 лет назад в автокатастрофе разбился Виктор Цой. Фронтмен группы «Кино», остается не просто музыкантом, а кросскультурным символом. Его жизнь и творчество нашли отражение в документальных и художественных лентах, каждая из которых пытается осмыслить феномен «последнего героя» перестройки.
Культовый кинодебют и посмертная биография: лучшие фильмы, связанные с Виктором Цоем

«Асса» (1987), реж. Сергей Соловьев
Криминальная мелодрама с элементами арт-хауса. Девушка Алика связана с авторитетом Крымовым, но влюбляется в бесхитростного музыканта Бананана. Действие происходит в зимней Ялте, где переплетаются судьбы маргиналов, рокеров и бандитов. Фильм стал манифестом эпохи Перестройки, а финальная песня Цоя «Перемен!» — ее гимном.
Оценки у фильма полярны. Западные зрители сравнивали атмосферу с «Фарго», отмечая «светлую грусть» и эротизм простых жестов. Другие называли ленту «цирком уродов» с хаотичным сюжетом и «кровью из ушей» от песен. Для россиян — это культовое «документальное» отражение эпохи, где сталкиваются старый порядок и новая криминальная реальность.

«Игла» (1988), реж. Рашид Нугманов
Моро (Виктор Цой) приезжает в Алма-Ату, чтобы забрать долг у бандита, и обнаруживает, что его бывшая девушка Дина (Татьяна Друбич) стала наркоманкой. Он пытается ее спасти, вступая в противостояние с местным наркокартелем. Фильм стал символом борьбы с системной апатией.
Лента быстро стала культовой. Цоя хвалили за органичность и харизму «молчаливого спасителя». Фильм хвалили за неповторимую стилистику — сочетание нео-нуара и социальной драмы, а также актуальность темы. «Игла» укрепила статус Цоя как иконы андеграунда.

«Цой» (2020), реж. Алексей Учитель
Художественная биография, охватывающая ключевые моменты жизни музыканта: от ранних попыток найти свой стиль до взлета группы «Кино», сложных отношений с женой и подругой и обстоятельств гибели. Фильм фокусируется на человеке, стоящем за образом легенды.
Картина вызвала споры. Одни хвалили попытку показать «живого» Цоя, его сомнения и усталость от славы. Другие критиковали за излишнюю драматизацию, спорный кастинг и «приземление» мифа. Также Учителя обвиняли в нарушении табу на визуализацию аварии.

«Цой — Кино» (2025), реж. Наталья Разлогова
Документальный фильм-расследование. Поводом стала неизвестная песня «Атаман», найденная подругой Цоя. Сын музыканта Саша, ранее не общавшийся с группой, и ветераны коллектива встречаются, чтобы записать трек. Фильм — диалог поколений, погружение в атмосферу творчества через разговоры и воспоминания.
Ленту называют откровенной и трогательной. Отмечают уникальный архив (включая «Атамана»), искренность встречи сына с «командой» отца и бережное отношение к наследию. Это взгляд на Цоя глазами самых близких.
«Евгений Телегин» (2025), реж. Виктор Тихомиров
Вольная экранизация «Евгения Онегина», перенесенная в Ленинград 1980-х. Вместо балов — дискотеки и квартирники. Цой появляется как «дух эпохи». В картине использованы архивные кадры с выступлений «Кино». Кульминация — встреча героев на концерте Цоя. Фильм соединяет классику, советский рок и магический реализм.
Одни хвалят смелость, визуальную поэзию и ностальгию. Другие критикуют за претенциозность и «сырость» сюжета. Спорным стал образ Цоя как культурного мессии, но его музыка придает глубину, отмечали критики.

Другие работы
Документалистика
«Рок» (1987) — хроника ленинградского андеграунда с Цоем. «Конец каникул» (1986) — ранние съемки группы.
Художественные камео
«Йя-Хха» (1986) — абсурдистская лента с Цоем в эпизодической роли.