Шоу предлагает изучить психологию серийных убийц. Здесь нет ни грохота пистолетных выстрелов, ни визга шин. Вместо этого — тюремный стол, за которым агенты ФБР выуживают мрак из глубин человеческой души. Специалисты опрашивают уже находящихся в заключении маньяков, чтобы понять их образ мыслей для раскрытия текущих преступлений.
Колин Ферт на скамье подсудимых и Дэвид Теннант в роли маньяка: 5 тру-крайм-сериалов, которые вы могли пропустить

«Охотник за разумом» (2017-2019)

Основанный на документальной книге «Охотники за умами: ФБР против серийных убийц», проект погружает нас в эпоху конца 1970-х — начала 1980-х. Шоу мастерски воссоздает атмосферу времени: тюремные коридоры, тусклые офисы ФБР, и, конечно, сцены допросов. Здесь все завязано на психологии, на игре взглядов и интонаций. Сериал скрупулезно воссоздает реальные интервью, которые агенты ФБР проводили с преступниками.

Продюсер и режиссер нескольких эпизодов — Дэвид Финчер, чье имя уже само по себе обещает нечто уникальное. Его стиль чувствуется в каждом кадре даже в тех эпизодах, которые снимал не он. И если «Семь» был аллегорией грехов, а «Зодиак» — охотой на маньяка, то в этом шоу Финчер исследуют природу настоящих монстров, державших Америку в страхе.
«Дес» (2020)
В основе сюжета лежат реальные события, описанные в книге Брайана Мастерса «Убийство ради компании: Случай Денниса Нильсена». Если вы думаете, что знаете, как выглядят монстры, Дес готов переубедить вас. Этот скромный и ничем не примечательный клерк из бюро по трудоустройству с конца 70-х убивал молодых мужчин в Шотландии, превращая свой дом в жуткий музей смерти.

Действие «Деса» начинается там, где в других криминальных историях обычно ставится точка: Нильсена арестовывают после того, как в канализации его дома находят куски гниющей плоти. Когда полицейские приходят к подозреваемому, он встречает их с удивительным спокойствием и подтверждает догадки офицеров. Более того, добровольно рассказывает, где хранятся остальные тела.

На допросе мужчина расслабленно усаживается в кресле, готовый к долгому разговору. Кажется, Нильсен наслаждается каждым словом, рассказывая о своих преступлениях с тем же энтузиазмом, с каким кто-то обсуждает последние новости. Деннис Нильсен в исполнении Дэвида Теннанта — это не стереотипный маньяк с диким взглядом, а человек, который может даже располагать к себе, пока его слова не начинают пропитывать воздух ледяным ужасом.
«Лестница» (2017-2019)
Процесс над Майклом Питерсоном — одна из самых громких историй, которые потрясли США. Разбирательства растянулись на долгие 16 лет, расколов общество на два лагеря. Как и в деле О. Джея Симпсона, правда постепенно отошла на второй план, уступив место шоу.

История началась в 2001 году с телефонного звонка в 911. Майкл Питерсон, известный писатель, ветеран Вьетнамской войны и многодетный отец, сообщил, что нашел свою жену, Кэтлин, мертвой у подножия лестницы их дома. Казалось бы, причина смерти очевидна, только вот травмы на голове женщины выглядели уж слишком серьезно для случайного падения. Полиция решает, что это было убийство, Майкл сначала становится главным подозреваемым, а потом идет под суд.

Сериал не пытается предложить новую интерпретацию событий и уж тем более не занимается их глубоким анализом — но сама история настолько мощна, что этого вполне хватает, чтобы удержать внимание зрителя. «Лестницу» снял мастер мрачных криминальных драм Антонио Кампос, известный по таким работам, как «Дьявол всегда здесь» и «Убийца Саймон».
Интересно, что шоу основано на одноименном документальном сериале французского режиссера Жан-Ксавье де Лестрада. В начале нулевых Лестрад отправился в Америку, чтобы изучить это нашумевшее дело, и в результате создал сериал, который многие считают одним из родоначальников жанра «тру-крайм» на телевидении. Кампос взял за основу работу француза, повторив даже многие сцены в своем шоу — получился такой тру-крайм внутри тру-крайма. Особую глубину и напряжение сериалу придает выдающаяся игра Колина Ферта, Тони Коллетт и Майкла Стулбарга, который великолепно воплотил роль адвоката Питерсона, Дэвида Рудольфа.
«Черная птица» (2022)
Джимми Кин (Тэрон Эджертон) когда-то блистал на футбольном поле, однако спортивная карьера не задалась, и он стал наркоторговцем. После масштабного рейда ФБР Джимми на 10 лет оказывается за решеткой. Пока он привыкает к новой реальности, судьба подбрасывает ему непростой выбор.

Ему предлагают переселиться в тюрьму строгого режима, подружиться с опасным маньяком Ларри Холлом (Пол Уолтер Хаузер) и выведать у него признания в убийствах 13 девушек, прежде чем он освободится по амнистии. На кону свобода самого Джимми: если он справится с задачей, его 10-летний срок будет отменен.

Шоураннером этой захватывающей шестисерийной истории стал Деннис Лихейн, чье имя давно знакомо как киноманам (по его произведениям сняли такие фильмы, как «Таинственная река» и «Остров проклятых»), так и любителям литературы. Лихейн впервые выступил в роли автора сериала. Сценарий основан на автобиографической книге самого Джимми Кина, опубликованной в 2010 году.
«Невозможно поверить» (2017-2019)
В 2016 году журналисты Кен Армстронг и Т. Кристиан Миллер удостоились Пулитцеровской премии за статью «Невероятная история изнасилования».Через несколько лет шокирующее расследование легло в основу мини-сериала Сюзанна Грант, Майкл Шейбон и Эйлет Уолдман.

Мари (Кейтлин Дивер) всего 18. Она сирота, которая проживает в социальном доме. Однажды ночью в ее комнату врывается незнакомец. Он насилует девушку, фотографирует и исчезает, оставляя лишь страх и вопросы. Утром Мари обращается в полицию, но вместо поддержки офицеры ведут с ней так, словно она сама преступница. Никто в окружении девушки не верит ей, тогда она сдается и говорит, что все выдумала. После чего Мари теряет жилье, работу и друзей.

Проходит три года. В 1300 милях от ее бывшего дома в Колорадо полицейские расследуют серию изнасилований с тем же почерком. Задержав преступника, они находят среди его вещей фотографию Мари.