Эмоциональные качели: почему сегодня так популярны «тревожные» сериалы, которые подсаживают зрителей на иглу стресса

У многих современных шоу есть одна общая черта: они вызывают сильное беспокойство. С чем это связано?
Марта Перевозова
Марта Перевозова
Эмоциональные качели: почему сегодня так популярны «тревожные» сериалы, которые подсаживают зрителей на иглу стресса
FX Productions
Содержание

Непрекращающееся чувство стресса от просмотра нашло отклик у зрителей

Популярный сериал «Медведь» не стал долго ждать, чтобы понервировать своих зрителей. «Рецензия», седьмой эпизод первого сезона драмеди, — один из самых тревожных моментов в новейшей истории телевидения. В нем сотрудники закусочной, в которой изначально происходит действие сериала, теряют самообладание после того, как похвала кулинарного критика привлекает к ним поток клиентов. Но паника в коллективе быстро распространяется и за кадром.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из сериала «Медведь»
Кадр из сериала «Медведь»
FX Productions

Серия «Рецензия», похоже, создана для того, чтобы повышать кровяное давление у зрителей так же, как и у героев, отмечает Atlantic. В течение 20 минут, разворачивающихся в режиме реального времени, возникают споры, происходят несчастные случаи, и несколько шеф-поваров увольняются. Этот эпизод отражает дух «Медведя» в целом: спустя четыре сезона шоу по-прежнему характеризуется тикающими часами и едва контролируемым хаосом. Как отметила кинокритик Софи Гилберт, смотреть его «ужасно напряжно». Тем не менее это непрекращающееся чувство стресса нашло отклик у зрителей, и «Медведь» побил рекорды стриминга за время своего показа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Погружение в состояние сиюминутного напряжения

Кадр из сериала «Больница Питт»
Кадр из сериала «Больница Питт»
Warner Bros. Television
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В последнее время это не единственный сериал, в котором показано давление, которое зрители могут испытывать в реальной жизни. Сериал «Больница Питт», в котором каждый часовой эпизод рассказывает о событиях одной смены в отделении неотложной помощи, во многом похож на «Медведя», когда дело доходит до нагнетания тревоги. Шоу получило множество номинаций на премию «Эмми» в начале этого месяца, как и «Медведь» и такие шоу, как «Разделение» и «Переходный возраст», в которых также используются непрерывные съемки одним дублем, чтобы усилить нервозность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Даже самый номинированный в этом году комедийный сериал «Киностудия», в котором каждая сцена должна выглядеть как один непрерывный кадр, заставляет скорее кусать ногти, чем смеяться, поскольку в нем рассказывается о трудностях, с которыми сталкивается измученный голливудский руководитель. Эти шоу не просто усиливают интенсивность происходящего на экране, они погружают зрителей в состояние интуитивного, сиюминутного напряжения. В результате просмотр таких программ может вызывать стресс, но в то же время приносит удовлетворение. Кажется, что они удовлетворяют потребность в реализме и признании того, что повседневные проблемы могут быть чрезвычайно серьезными.

Кадр из сериала «Киностудия»
Кадр из сериала «Киностудия»
Apple Tv+
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эскапизм и зрелищность стали привлекать меньше

Похоже, уходят в прошлое те времена, когда на «Эмми» доминировали телешоу, основанные на эскапизме и зрелищности. Такие сериалык, как «Тед Лассо» и исторические эпопеи, такие как «Сёгун», сейчас не в топе. Роскошные драмы, такие как «Корона», завершились. В то же время, похоже, снизился интерес к чрезмерной жестокости. («Шершни» и «Игра в кальмара», бывшие номинанты, известные большим количеством жертв, в этом году были полностью исключены из списка номинантов на «Эмми».) Вместо этого появился целый ряд сериалов, посвященных более обыденным видам стресса. В них используются гиперреалистичные методы съемки, чтобы передать ощущение тревоги в интимной обстановке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Удовольствие, не сопряженное с риском

Люди всегда стремились испытать острые ощущения, наблюдая за происходящим, объясняет Венди Берри Мендес, профессор психологии в Йельском университете. Это вызывает «викарный стресс» (тип стрессовой реакции, которая возникает, когда человек становится свидетелем боли и страданий других людей или сопереживает им) — реакцию «бей или беги», которая приносит удовольствие, потому что не сопряжена с риском.

Джереми Аллен Уайт в роли Карми в сериале «Медведь»
Джереми Аллен Уайт в роли Карми в сериале «Медведь»
FX Productions
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Просмотр фильма ужасов может вызвать такой эффект, хотя Мендес отметила, что в фильмах ужасов события развиваются быстрее, вызывая реакции, которые зрители испытывают нечасто. (Вспомните, как внезапные скримеры могут сильно напугать зрителей.) В то же время напряженные шоу, которые в наши дни привлекают внимание зрителей, могут вызывать постоянное чувство тревоги. «Конечно, это непрекращающееся давление» в «Медведе», — сказала Мендес, — встречается чаще, чем бегство от зомби».

Исследования также показали, что наблюдать за тем, как близкий человек справляется с трудной задачей, более стрессово, чем видеть, как это делает незнакомец. Телевизионные шоу, которые разворачиваются в режиме реального времени, могут создавать ощущение, что они разрушают четвертую стену. В сочетании с такими приемами, как съемка крупным планом, они могут вызывать у некоторых зрителей сильную эмпатию. Когда зритель глубоко погружается в материал, «у него может возникнуть реакция, похожая на стресс, хотя на самом деле он не делает ничего, что могло бы вызвать стресс», объяснил Джереми Джеймисон, профессор психологии в Рочестерском университете.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Акцент на эмоциональных реакциях, а не на захватывающих сюжетных поворотах

Ноа Уайли в роли Робби в сериале «Больница Питт»
Ноа Уайли в роли Робби в сериале «Больница Питт»
Warner Bros. Television

Робби из «Больницы Питт» просто хочет пережить тяжелую смену в отделении неотложной помощи, а Карми из «Медведя» преследует мечту превратить разоряющуюся закусочную своего брата в ресторан изысканной кухни. «Это искренние персонажи, которые заботятся о том, что делают, и о людях вокруг них», — сказал Николас Наталиккио, профессор киноведения и тележурналистики в Университете Дрекселя. Даже Мэтт (Сет Роген) «Киностудии» больше известен своей борьбой за то, чтобы перестать угождать людям, чем своей выдающейся должностью главы крупной компании.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Акцент на эмоциональных реакциях, а не на захватывающих сюжетных поворотах, также усиливает сходство этих персонажей с реальными людьми. Когда Робби, Карми и их коллеги сталкиваются с проблемами на работе — у них заканчиваются деньги на покупку оборудования, они пытаются справиться с эгоизмом начальника, но у них ничего не выходит, — они начинают казаться зрителю его собственными коллегами. Такой узнаваемый стресс помогает их историям находить отклик у зрителей.

Сет Роген в роли Мэтта Ремика в сериале «Киностудия»
Сет Роген в роли Мэтта Ремика в сериале «Киностудия»
Apple TV+
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мы все стремимся к такому совершенству в своей работе», — сказала Ивонн Лич, профессор киноведения и тележурналистики в Дрексельском университете. В результате может наступить катарсис, когда вы видите, как трудолюбивые персонажи реалистично преодолевают трудности — «видите, чего им это стоит».

Людям хочется «видеть что-то реальное»

Кроме того, добавила Лич, недавняя потребность в эскапистском телевидении — популярность которого выросла во время пандемии коронавируса — возможно, идет на спад. Ее студенты, изучающие тележурналистику, недавно признались, что им очень хочется «видеть что-то реальное», рассказала она. Наталиччо согласилась с этим, добавив, что сегодняшние студенты выросли в условиях постоянной тревожности, особенно когда дело касается трудоустройства. Они повзрослели в условиях экономических потрясений и почти постоянных сбоев в работе многих отраслей, что может объяснить их интерес к шоу о сложных рабочих местах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Это не значит, что раньше не было стресса, но, думаю, никогда раньше он не был таким постоянным фоном, как сейчас, — сказал Наталиччо. — Я думаю, что для многих зрителей такие шоу, как "Киностудия" или "Медведь" , становятся своего рода катарсисом. Они могут в какой-то степени сопереживать героям и справляться со своим стрессом».

Кадр из сериала «Медведь»
Кадр из сериала «Медведь»
FX Productions
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Персонажи этих сериалов могут эмоционально выгорать, но они так или иначе справляются с самыми трудными моментами. Даже самые тяжелые дни заканчиваются победой. По словам Джеймисона, в таких персонажах, как они, «можно найти пример стойкости». Такие персонажи одновременно и несовершенны, и способны на многое; за них хочется болеть и, возможно, рассматривать их в качестве образца для подражания.

«Нас обычно привлекают компетентные и душевные люди», — объяснила Мендес. По ее словам, сочетание этих качеств создает «волшебство», которое дает уверенность, которой нет в других сериалах, вызывающих тревогу. Реалистичность таких сериалов напоминает зрителям, что просто прожить день может быть непростой задачей. Но в этих шоу также прослеживается мысль о том, что такие дни не длятся вечно.