Режиссер Бакур Бакурадзе приобрел первую известность среди любителей авторского кино в конце 2000-х — меланхоличными и неспешными картинами с узнаваемым стилем. Он исследовал драму своих героев: бывшего спортсмена, ставшего вором-карманником («Шультес»), или генерала Балканской войны, проживающего последний год жизни в ожидании Гаагского трибунала («Брат Дэян»).
Стендап-комик в роли великого поэта: почему «Лермонтов» — не тот фильм, который вы ждете

Фестивальный фильм в обертке массового кино
В 2010-х Бакурадзе экспериментировал с массовым кино, но уже в роли продюсера и сценариста. Работал над «Салютом-7», «Вызовом», сериалом «Выжившие». В прошлом году Бакурадзе громко вернулся в режиссуру с драмой «Снег в моем дворе». Журнал «Искусство кино» признал его российским фильмом года, а Men Today вручил режиссеру ежегодную кинопремию.
«Лермонтов» — авторское кино, притворившееся блокбастером для кинотеатров. Это не байопик в стиле «Пророка», где Юра Борисов сыграл Пушкина. «Лермонтов» сознательно избегает хронологического пересказа биографии поэта. Вместо этого показывает Лермонтова в его последний день — 15 июля 1841 года. Сюжетной дугой становится не жизнь гения, а его подготовка к роковой дуэли у подножия горы Машук.
Съемки фильма проходили на Кавказе, где Лермонтов провел последние годы жизни: в Пятигорске и Железноводске, часть эпизодов — в селе Элькуш в Карачаево-Черкесии. Пейзажи появляются в кадре чуть ли не чаще Лермонтова, заставляя нас вместе с поэтому почувствовать красоту жизни, с которой он прощается.

Режиссер восхищается величественной природой Кавказа – с первых кадров зрителя усыпляют туманными летними видами. Узнается режиссерский стиль Бакурадзе — длинные планы помогают глубже погрузиться в историю. «Лермонтов» длится 105 минут, но большая часть фильма посвящена созерцанию.
Нам долго показывают, как течет ручей, льет дождь, как Лермонтов меланхолично изучает небо. Чтобы передать то, что чувствует человек, прощаясь с жизнью, Бакурадзе максимально замедляет темп. Для современного зрителя это челлендж — как не заскучать в кинотеатре, когда режиссер минуту любуется течением воды. Фильм требует осознанности и вовлеченности — в ответ раскрываясь по-новому.
Лермонтова сыграл стендап-комик, дебютировавший в кино
Лермонтов не представлен героем: это желчный персонаж с едкими шутками и постоянно меняющимся настроением. Порой он не привлекает, а отталкивает. Голос у Лермонтова, согласно свидетельствам, был скрипучий и неприятный. Он любил обидные, а подчас глупые розыгрыши, слыл человеком непростым. Именно таким Лермонтова сыграл Илья Озолин, малоизвестный стендап-комик, для которого роль стала дебютом в кино.
Озолин похож на Лермонтова, но создает колючий и неформатный образ, который не подойдет для изучения поэта в школе. Это решение режиссера: Лермонтов в фильме не так много говорит, но выглядит настоящим. Именно поэтому его играет не топ-звезда, а саркастичный стендап-комик, которого большинство зрителей не знает.

«Это был человек со сложносочиненной душой. Изъянов у него было много, и обо всех из них он знал, — считает Бакурадзе. — Ощущал себя одиноким, но не обиженно одиноким. И в то же время чувствовал в себе некую силу. Вот это соотношение внутренней силы и несогласия со многими вещами как раз и порождало изъян. Потому что самая большая проблема для человека — это неразрешимые вопросы. Они могут привести к сумасшествию, а иногда и к смерти».
На момент съемок Озолину, как и Лермонтову, было 26 лет. На экране он органично проживает последние часы великого одногодки перед дуэлью с Николаем Мартыновым. И чем дальше развивается сюжет, тем более абсурдной кажется эта дуэль. Два взрослых мужчины поссорились из-за того, что один назвал другого «мартышкой». Умирать не хочется, убивать — тоже, но оковы времени, реалий и странных традиций не позволяют отступить.
«Лермонтов» — фильм о смерти, а не о поэте. И в этом его прелесть
Бакурадзе — режиссер штучных, а не конвейерных картин. В «Пророке» с Юрой Борисовым экранный Пушкин танцевал и читал рэп. Весело, но едва ли этот фильм раскрыл образ поэта. «Лермонтов» — не развлекательный байопик, а намного более глубокое кино.
Это хроника увядания, где главным действием становится не факт смерти, а внутреннее примирение с ее неизбежностью. Утром Лермонтов занимается обычными делами: катается на лошади, общается с товарищами. Но сквозь эту рутину режиссер мастерски передает его метафизическую меланхолию. И попытку молодого человека в последний раз «надышаться» жизнью, которая скоро оборвется.
Лермонтов в исполнении Ильи Озолина — удачный отход от хрестоматийного образа. На экране не возвышенный романтик, а желчный, едкий и порой невыносимый молодой человек. Он зло шутит, хамит и провоцирует. Бакурадзе стремится показать не икону, а сложного человека на пороге вечности.

Но по мере приближения к дуэли ершистость Лермонтова сменяется отрешенностью, а за бравадой проступает усталость. Кажется, он не просто готовился к смерти, а был не против ее принять, видя в ней закономерный итог своего одиночества и несовместимости с миром.
В «Лермонтове» Бакурадзе продолжает исследовать человека, готовящегося к смерти. В 2015-м он начал этот опыт в «Брате Дэяне», спустя десять лет — продолжил в «Лермонтове». Для Бакурадзе важно то, о чем снимать кино, а не про кого. Поэтому в фильме есть исторические несостыковки и небрежность, но все они меркнут под магнетическим созерцанием гения, прощающегося с жизнью.
