Коппола впервые соприкоснулась с кинематографом еще в юности, что, в целом, неудивительно, учитывая имя ее отца. Легендарный Фрэнсис Форд брал дочь на съемочные площадки с самого рождения – именно она была младенцем в первом «Крестном отце», а затем заменила Вайнону Райдер в третьей части (тогда же София впервые столкнулась фанатской критикой). При этом уже в 90-х ее актерская карьера практически закончилась – после своего 20-летия Коппола снялась лишь в четырех картинах и ни одна из этих ролей не была главной.
Софии Копполе — 54 года: разбираемся, как устроено творчество режиссера

Попала в кино еще в детстве
А вот режиссерское кресло оказалось для Копполы куда более удобным. Ее дебютная работа «Девственницы-самоубийцы» (1999) получила 76% свежести на Rotten Tomatoes и в целом хвалебные отзывы от критиков. Уже с первой картины София продемонстрировала приемы, которые будут сопровождать ее на протяжении всей режиссерской карьеры.

«День сурка»
Сюжетный рефрен – первая отличительная черта картин Копполы. В «Девственницах-самоубийцах» сестры Лисбон раз за разом принимают гостей, а когда их нет, скучают в своей комнате, причем почти в одинаковых позах. В «Марии-Антуанетте» цикл событий есть у Кирстен Данст, которая постоянно завтракает в одном и том же зале Версаля. А в «Где-то» день сурка переживает Джонни Марко, который каждый день вызывает домой танцовщиц гоу-гоу.
Несложно догадаться, что временная петля, которую создает Коппола, передает бренность бытия главных героев и монотонность их жизни, а также дискомфорт, который они испытывают от такой рутины.

Дискомфорт героев
«Меня привлекают герои, испытывающие некий дискомфорт. Едва ли я бы стала снимать кино о жизни налаженной и спокойной», – сказала однажды София в интервью.
Подтверждение этой цитаты видно в каждой ее работе: в «Роковом искушении» воспитанницы пансиона устали от жизни за забором, в «Девственницах-самоубийцах» девушки страдают из-за жизни под надзором матери, Мария-Антуанетта с трудом выдерживает постоянное внимание со стороны окружающих и мечтает о минуте одиночества. А в оскароносном фильме «Трудности перевода» Билл Мюррей и Скарлетт Йоханссон буквально живут в дискомфорте из-за языкового барьера.

Мода и искусство
Интересно, что на режиссера Коппола никогда не училась, но ее взаимодействие с окружающим миром все же проходило через камеру. София училась в Калифорнийском институте искусств, изучая фотографию, и параллельно работала моделью, художником по костюмам в кино и дизайнером одежды.
Прошлый опыт находит отражение в каждой киноработе Софии. В «Марии-Антуанетте» главная героиня большую часть времени носит платья пастельных цветов, а ближе к финалу, то есть революции во Франции, меняет помпезные наряды на траурные сине-черные. А, например, «Элитное общество» отражает глянцевую эстетику нулевых.

Роль женщины
Женщины – центральные действующие лица у Копполы. Через своих героинь София раскрывает внутренний мир девушек, неизвестный большинству представителей мужского пола. Даже когда герой-мужчина играет не менее важную роль для истории, повествование идет от лица женщины. Персонажи Билла Мюррея в «Трудностях перевода» или «Последней капле» – все равно фон для героинь Скарлетт Йоханссон и Рашиды Джонс. В «Девственницах-самоубийцах» центральная история – трагическая жизнь и судьба сестер Лисбон, а молодые люди в фильме выполняют вспомогательную функцию. В «Где-то» история рассказана от лица дочери, а не ее отца (что особенно интересно, ведь сюжет фильма полубиографический: в главных героях картины автор частично отразила свои отношения с именитым отцом).
