Дебют режиссера Дилана Саутерна, до этого снимавшего документальное кино и музыкальные клипы, получил в российском прокате локализованное название «Сущность» (в оригинале – «The Thing with Feathers»).
«Пустая драма с фальшивыми эмоциями»: почему все критикуют новый фильм «Сущность» с Камбербэтчем?

Вдовец, который сходит с ума от горя
В новом фильме Камбербэтч отходит от привычного амплуа интеллектуала и супергероя. В «Сущности» он – безымянный вдовец (в титрах просто Отец), увядающий от депрессии после смерти жены. В его жизни есть только грязная лондонская квартира, двое сыновей и Ворон – огромная птица, символизирующая смерть.

Главный герой «Сущности» – представитель среднего класса Лондона, который работает иллюстратором, рисуя комиксы. Причины смерти жены не раскрываются – в «Сущности» она внезапна и необратима. После этого герой остался один в пустой квартире с двумя маленькими сыновьями.
Выясняется, что вдовец не знает, как вести хозяйство и ухаживать за детьми. Его новая жизнь – серая рутина на фоне трагедии: сдерживая слезы и истерики, герой пытается собирать детей в школу, мыть посуду и справляться с давящей тишиной без любимой. Вскоре ее нарушает незваный гость: в квартиру мужчины вваливается Сущность — гигантский Ворон человеческого роста.
Ворон: терапевт и палач в одном лице
Ворон безжалостно насмехается над горем вдовца: пока окружающие жалеют его, птица клювом разрывает незажившую рану. Создатели решились на эксперимент: не стали рисовать цифровую птицу, а смастерили куклу, которую надели на актера.
В результате Ворон выглядит пугающе противоестественно – огромная жуткая птица, нависающая над героем в маленькой квартире.

«Это ворон ростом почти в 2,5 метра, который живет в очень маленькой квартире вместе с семьей, – рассказал Дилан Саузерн. – Что мне нравится в Вороне, так это то, что он олицетворяет наши худшие качества. Каждый раз, когда он что-то говорит отцу, тот в этот момент думает о себе.
Я люблю Ворона, он — результат работы множества разных художников и мастеров. Когда я впервые прочитал книгу, все спрашивали: «Как ты собираешься показать Ворона? Это будет компьютерная графика?» Но я вырос в 80-х, так что для меня единственным вариантом был человек в костюме».
Ворон в «Сущности» – не просто галлюцинация воспаленного мозга: это трикстер, терапевт и палач в одном лице. В отличие от Ворона Эдгара По, он не только говорит «Большие никогда», но и ведет беседы, высмеивая горе вдовца. Ворон топит его в психологической яме, но одновременно кидает спасательный круг.
К слову, смотреть картину по возможности лучше в оригинале: Ворона озвучил Дэвид Тьюлис, игравший профессора Люпина в серии фильмов о Гарри Поттере. Актер, хоть и не появился на экране, но создал для персонажа уникальный голос – с жуткими щелчками и поскрипываниями.

Мощная роль Камбербэтча: выход из привычного амплуа
Тревожности проекту добавляют визуальные решения – Саузерн намеренно снял фильм в «тесном» формате 4:3. Он создает физическое ощущение удушья в четырех стенах, где горе становится материальным. Оператор ловит Камбербэтча в неудобных ракурсах, фиксирует его морщины и мешки под глазами.

В «Сущности» у Камбербэтча нет привычного лоска интеллектуала – его герой кажется скорее жалким и надломленным. Это мужчина, который не справляется со свалившимся на него горем: он не моется по три дня подряд, забывает поесть и плавно сходит с ума.
В последние годы Камбербэтч стал заложником определенного амплуа: мы привыкли видеть его контролирующим ситуацию, умным, высокомерным. Даже в роли наркомана и алкоголика Патрика Мелроуза он сохранял аристократический лоск. В «Сущности» Камбербэтч выходит из образа – нет ни его знаменитой стати, ни циничного юмора. Он сутулится, плачет и чаще выглядит неловким.
Физическая трансформация Камбербэтча впечатляет: временами он сам становится похож на Ворона — его пальцы скрючиваются, шея вытягивается, взгляд становится безумным. Камбербэтч показывает, как горе меняет биомеханику человека, превращая его в новое изуродованное существо.

Почему «Сущность» получила низкие оценки?
Хотя Камбербэтча любит зритель, «Сущность» получила скромные оценки. Рейтинг кинокритиков на сайте Rotten Tomatoes составил скромные 54% одобрения (на основе 46 рецензия). На IMDb оценки немногим лучше – всего 6,5 зрительского рейтинга.
Что не так с «Сущностью»? Фильм сложно загнать в рамки одного жанра. Его продавали как психологический хоррор, но страшного в нем мало. Это скорее терапевтическая драма, исследующая человека и его попытку справиться с трагедией.
«Я хотел снять фильм, который бы максимально передавал ощущение горя. Начальные стадии действительно похожи на ужас. Но я никогда не говорил себе: "Я снимаю хоррор". Жить без любимого человека, когда все семейные отношения рушатся, — вот что действительно ужасно», – признает Дилан Саузерн.
Очевидно, успех «Сущности» во многом зависел от Камбербэтча. В остальном фильм получил невысокую оценку как от зрителей, так и от критиков. В отзывах многие отмечают, что ленте не хватает хоррора, а режиссер чрезмерно увлекается сюрреалистическими элементами, перегружающими повествование.

Многих зрителей смутил костюм Ворона, который выглядит недостаточно реалистично. Также не вполне справедливо критикуют устаревший телевизионный формат 3×4, бессодержательные и утомительные диалоги (особенно с участием Ворона). А вот, что о картине пишут профильные журналисты:
«Когда Ворон исчезает с экрана, драма начинает быть захватывающей и трогательной. Когда Ворон появляется, фильм выглядит неуверенно».
Питер Брэдшоу (Guardian)
«Камбербэтч безупречен в роли отца: он мимикой и осанкой передает тонкую природу боли, чего сценарию как раз сделать не удается. Но несправедливо полагаться только на его талант для такой многогранной истории».
Ана Йорк (PopMatters)
«Когда талантливые люди снимают плохие фильмы — это больно. А когда они создают пустые драмы, наполненные фальшивыми эмоциями, — это почти непростительно».
Кевин Махер (The Times)
