Воплощение стиля целой эпохи: как Джорджо Армани изменил моду, кино и красные дорожки

На 92 году жизни скончался знаменитый итальянский модельер и основатель дома Armani Джорджо Армани.
Константин Колмаков
Константин Колмаков
Воплощение стиля целой эпохи: как Джорджо Армани изменил моду, кино и красные дорожки
GettyImages
Содержание

Великий итальянский кутюрье оказал на киноиндустрию влияние, которое выходит далеко за рамки простого создания костюмов для звезд. Он кардинально изменил визуальный язык кинематографа, переосмыслил роль костюма в повествовании и стал настоящим культурным архитектором, чьи идеи сформировали эстетику целых эпох.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как Армани изменил роль костюмов

До Армани костюм в кино часто выполнял роль яркого, но несколько отстраненного декоративного элемента. Джорджо превратил его в полноценное средство психологической характеристики, во «вторую кожу» героя.

Прорыв случился в 1980-м в ленте в «Американском жиголо». Это был дебют итальянца в качестве художника по костюмам. Армани отказался от жестких, гипермужественных силуэтов 1970-х, заменив их на безупречно сидящие пиджаки с мягкими плечами, шелковые рубашки и ткани нежных, приглушенных тонов — песочного, серого, бежевого.

Ричард Гир в фильме «Американский жиголо» (1980 год)
Paramount Pictures
Ричард Гир в фильме «Американский жиголо» (1980 год)
Paramount Pictures
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этот образ не просто стал модным трендом. Он создал новый архетип мужской привлекательности — изысканный, интеллектуальный, уверенный в себе, без показной агрессии. Режиссер Пол Шредер прямо заявлял, что костюмы Армани были не просто одеждой, а важнейшей частью сценария, визуализируя внутренний мир и профессию главного героя.

Новое определение женственности

Армани оказал аналогичное сильное влияние и на женские образы. Для таких актрис, как Мишель Пфайффер, Джоди Фостер и Кейт Бланшетт, он создавал костюмы, которые подчеркиваил не сексуальность, но также авторитет, интеллект и независимость. Его знаменитые женские пиджаки, брючные костюмы и платья-футляры стали униформой для сильных героинь 1980-90-х годов. Он доказал, что элегантность и минимализм могут быть мощнее и выразительнее, чем броская и откровенная одежда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кейт Бланшетт в платье Armani и Джорджо Армани на церемонии вручения премии The Fashion Awards в Лондоне в 2019 году
Legion-Media
Кейт Бланшетт в костюме Armani на благотворительном мероприятии UNICEF в Венеции в 2025 году
Legion-Media
Мишель Пфайффер в платье Armani на премьере фильма «Малефисента: Владычица тьмы» в Лос-Анжелесе в 2019 году
Legion-Media
Мишель Пфайффер в пальто Armani и Джорджо Армани в Нью-Йорке в 2004 году
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Долгосрочные отношения

Армани выстраивал долгосрочные творческие отношения с самыми влиятельными режиссерами мира, становясь соавтором их визуального стиля.

Кадр из фильма «Славные парни» (1990 год)
Кадр из фильма «Славные парни» (1990 год)
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самое известное сотрудничество — с Мартином Скорсезе, которое началось с «Славных парней» (1990) и достигло апогея в «Волке с Уолл-стрит» (2013). Костюмы Армани для Леонардо Ди Каприо в роли Джордана Белфорта — это идеальная визуальная история взлета и морального падения. От острых костюмов и ярких галстуков периода дикого успеха до более дорогих, но уже пустых и безвкусных нарядов в момент духовного краха — каждый элемент был тщательно продуман для раскрытия характера и эпохи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Леонардо Ди Каприо в фильме «Волк с Уолл-стрит» (2013 год)
Леонардо Ди Каприо в фильме «Волк с Уолл-стрит» (2013 год)
EMJAG Productions

Вторая важная коллаборация — с Кристофером Ноланом. Для трилогии «Темный рыцарь» Армани создал гардероб Брюса Уэйна. Он отошел от стереотипного образа плейбоя-миллиардера, одев героя в безупречные, но сдержанные костюмы, которые отражали его двойную жизнь: публичную — как лицо корпорации «Уэйн Энтерпрайзис», и приватную — как аскетичного борца с преступностью. Это решение добавило персонажу глубины и реализма. Деловые костюмы для героя Кристиана Бэйла он создал вместе с одной из самых знаменитых костюмеров Голливуда Линди Хемминг.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Крристиан Бейл в фильме «Темный рыцарь» (2008 год)
Крристиан Бейл в фильме «Темный рыцарь» (2008 год)
Warner Bros.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Армани также работал над такими разноплановыми проектами, как «Схватка» (1995), «Неприкасаемые» (1987) Брайана Де Пальмы и даже научно-фантастическим «Элизиум: Рай не на Земле» (2013), где его костюмы для правительственной элиты визуально воплощали хладнокровный авторитаризм.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Трансформация красной дорожки

До эпохи Армани награды вроде «Оскара» были похожи на Дикий Запад, как писал историк моды Клэр Сауро. Актеры одевались на красную дорожку сами, а сотрудничество с модными домами были не просто редкостью — некоторые даже принимали предложения от модельеров за оскорбления. Так было и с молодой Мишель Пфайффер, когда Армани впервые предложил ей свой наряд на «Оскар» — изначально актриса отказалась, но затем передумала и положила начало революции как в области кино, так и в области моды.

В 90-е годы в Голливуде даже родилось шутливое выражение «Оскары от Армани». Все потому, что невероятное количество номинантов и лауреатов — как мужчин, так и женщин — выбирали для главного вечера в году именно его творения. А церемонию 1990-го в газете Los Angeles Times назвали «скорее показом от Джорджо Армани, чем кинопремией».

Мужчин Армани убедил, что не стоит бояться экспериментировать с покроем, тканями и цветами на красной дорожке. Его смокинги и костюмы стали символом безупречного вкуса и уверенности в себе.