История Тимоти Шаламе совсем не похожа на классическую голливудскую сказку про «мальчика из ниоткуда». Вся его семья была связана с индустрией развлечений: дедушка-сценарист, тетя-продюсер, мать-танцовщица, папа-журналист, сестра-актриса. При этом сам Тимоти долгое время вовсе не мечтал об актерской карьере.
Тимоти Великолепный: почему все сходят с ума по Шаламе

Из футболиста в актеры
В детстве Шаламе всерьез увлекался футболом и видел себя в будущем профессиональным спортсменом. Он играл много, с азартом и упорством, но довольно рано понял, что при всем старании он уступает сверстникам в главном — в природных данных. В 12 лет Тимоти трезво оценил свои перспективы и отказался от карьеры футболиста.

В 2008 году Шаламе посмотрел «Темного рыцаря» Кристофера Нолана — и это стало точкой отсчета. Именно тогда он впервые осознал, что кино может быть не просто развлечением, а настоящим искусством.
«Когда мне было 12 лет, я уговорил маму и бабушку пойти со мной на "Темного рыцаря" Кристофера Нолана. Я вышел из кинотеатра другим человеком, и я не шучу. Игра Хита Леджера в этом фильме произвела на меня неизгладимое впечатление, и я тоже захотел стать актером», — вспоминает Тимоти.
Больше у Шаламе не возникало вопросов, чем он хочет заниматься в жизни. Его мать и старшая сестра Полин окончили знаменитую школу Ла Гуардия в Манхэттене — альма-матер Роберта Де Ниро, Аль Пачино, Сары Полсон и Дженнифер Энистон. После рассказов сестры об учебе там Шаламе загорелся желанием поступить в эту школу.

Сделать это оказалось непросто даже при таком семейном бэкграунде. Шаламе провалил собеседование — по его словам, из-за низких оценок в предыдущей школе. Казалось, что на этом история могла бы закончиться, но на прослушивании Тимоти произвел сильное впечатление на преподавателя актерского мастерства Гарри Шифмана. Настолько сильное, что тот впервые в своей практике поставил кому-то высший балл:
«Я проводил прослушивание Тимоти, когда он поступал в школу. И я помню его, потому что по итогу дал ему самую высокую оценку, которую когда-либо давал детям при поступлении. Он действительно был очень хорош, а ведь ему тогда было, вроде как, всего тринадцать лет. Все прошло так захватывающе. Уже тогда было ясно, что этот ребенок крайне интересный, одаренный и убедительный».
Педагог лично обратился к директору школы и настоял на пересмотре решения. В итоге администрация пошла навстречу — и Тимоти был зачислен.
«Назови меня своим именем»: рождение большого актера
До своего прорыва Тимоти Шаламе долго оставался в тени. Были эпизоды в сериалах, второстепенные роли, бесконечные кастинги и ощущение, что индустрия не совсем понимает, куда его пристроить. Он не выглядел как герой блокбастера и не вписывался в образ классического романтического актера, однако именно это со временем и стало его главным преимуществом.
На каждую большую роль, которую Тимоти получал, приходилось несколько, которые он упустил. Шаламе пробовался на Человека-паука, но уступил Тому Холланду, не прошел кастинг в один из проектов Тима Бертона, не получил роль в фильме «Пленницы». Но именно эти отказы позволили ему избежать раннего попадания в высокобюджетную мясорубку и сосредоточиться на небольших проектах. «Я больше стремился к артистизму, а не просто к известности», — скажет Тимоти позже в одном из интервью.

Чем больше Шаламе ходил на прослушивания, тем увереннее себя чувствовал. Опыт копился, а вместе с ним — понимание, что его путь лежит не через громкие роли, а через точное попадание в материал. Важным этапом в его карьере стала главная роль в спектакле «Блудный сын». Шаламе получил ее лишь с третьей попытки, но именно тогда впервые почувствовал полное совпадение с персонажем. И неудивительно, Тимоти играл талантливого юношу, в которого поверил учитель, дав шанс поступить в престижную школу. Испытание театром актер прошел успешно. Эта постановка принесла ему большую известность в американских театральных кругах и номинации на самые главные награды сезона. Тогда же с Шаламе связался Лука Гуаданьино.

Фильм «Назови меня своим именем» полностью изменил карьеру Тимоти (и до сих пор остается одной из его лучших работ). Шаламе скрупулезно работал над ролью: учил итальянский язык и занимался фортепиано. Субтильный Элио с горящими глазами и разбитым сердцем тронул весь мир и принес Тимоти номинацию на «Оскар». Наравне с Гэри Олдманом и Дэниэлом Дэй-Льюисом Шаламе претендовал на звание «Лучший актер». Он стал одним из самых молодых номинантов за всю историю премии. Ему было всего 22 года.

Но если для вас «Оскар» — давно уже не показатель, просто включите финал «Назови меня своим именем», и у вас не останется сомнений в таланте Шаламе. Лука Гуаданьино заставил Тимоти плакать на крупном плане, пока шли финальные титры. Долгий безмолвный крупный план — лучший показатель мастерства актера. Шаламе, как никто другой, умеет управлять всей мускулатурой лица, примерять и полностью проживать эмоции своих персонажей.
«Это стремительный аттракцион, пронизанный одержимостью»: Джош Сэфди и Тимоти Шаламе про фильм «Марти Великолепный»
«Марти Великолепный»: о чем самый ожидаемый фильм года и почему критики в восторге от проекта?
От инди-любимца до новой голливудской звезды
Тимоти мог остаться в комфортной нише фестивального кино, но он выбрал другой путь. После фильма «Назови меня своим именем» Шаламе сыграл главную роль в тяжелой картине о зависимости. Затем он ушел в историческое кино: «Король Англии» и «Маленькие женщины». В последнем проекте он смог еще раз поработать со звездой «Леди Берд» Сиршей Ронан и режиссером Гретой Гервиг.

До 2021-го к высокобюджетным проектам Шаламе подходил с осторожностью. Он долгое время избегал блокбастеров и согласился на «Дюну» лишь из-за Дени Вильнева. «Я всегда говорил себе: если ты снимаешься в большом фильме, убедись, что у него действительно отличный режиссер», — объяснял свой поход Шаламе.
Но при этом он не забывал о своих инди-корнях. В том же году, когда «Дюна» вышла в прокат, Шаламе снялся в фильме Уэса Андерсона «Французский вестник. Приложение к газете "Либерти. Канзас Ивнинг Сан"».

«После "Дюны" я почувствовал, что мне действительно хочется вернуться в более "независимую" среду», — признавался он в интервью изданию Variety. Свою славу Тимоти использовал, чтобы помочь некоторым небольшим проектам. Одним из них был фильм Луки Гуаданьино «Целиком и полностью» — странная и нарочито неровная история любви, вдохновленная эстетикой американской глубинки. Шаламе впервые выступил в роли продюсера, а также поучаствовал в написании сценария.

После того как Тимоти сыграл каннибала, он решил взяться за «святое» и исполнил культовую роль владельца Шоколадной фабрики Вилли Вонки. После съемок музыкальных сцен для фэнтези он вошел во вкус и снялся в фильме о Бобе Дилане. Эта роль принесла ему вторую номинацию на «Оскар» и подтвердила: Шаламе одинаково силен в любом жанре.

Сегодня Тимоти — один из редких примеров универсального актера. Он легко переходит от камерных драм к масштабным блокбастерам, не теряя собственного лица. За несколько лет Шаламе прошел путь от фестивального фаворита до одного из самых востребованных артистов поколения. На горизонте — новый проект от A24, «Марти Великолепный», для которого он шесть лет занимался с профессиональным тренером по пинг-понгу. Судя по всему, в следующем году Тимоти вновь поучаствует в оскаровской гонке. В Голливуде, где талант часто теряется под слоем маркетинга, Шаламе каждый год умудряется нас удивлять — и это, пожалуй, его главное достоинство.
