Дэниелу Дэй-Льюису приходилось играть разных персонажей, но стоит кому-то заговорить о его ролях, как вспоминается герой из «Банд Нью-Йорка» Мартина Скорсезе. Как рассказывал сам актер в одном из интервью, после этого фильма друзья его детей так сильно поверили в экранный образ безумного мясника, что буквально шарахались от Дэниела. Пожалуй, такая реакция — лучшее доказательство того, что система Станиславского работает и сегодня.
Три ночи в тюрьме и месяц в лесу: жертвы, на которые пошел Дэниел Дэй-Льюис ради кино

В чем суть системы Станиславского

Кажется, о таком способе вживаться в роль слышали все, но мало кто знает, что как таковой системы не существует. Вопреки расхожему мнению, это не строгий свод правил. Станиславский не оставил четких инструкций, но написал книгу «Работа актера над собой», где и рассказал про метод. Главное правило: не играй, а живи. Не притворяйся, а по-настоящему чувствуй.
По Станиславскому, подготовка к роли — это не заучивание текста, а исследование. Что из себя представляет герой? Как он ходит, ест, думает? Если у артиста нет ответов, необходимо погрузиться в жизнь персонажа и найти их. Мастер считал, что актер должен увидеть мир глазами своего героя, а не пытаться навязать ему себя, свои идеи или переживания.
На что Дэниел Дэй-Льюис шел ради ролей
При подготовке к очередной роли Дэниел всегда придерживался метода Станиславского. Но иногда такой подход доставлял проблем и ему, и съемочной команде. Например, работая над «Бандами Нью-Йорка», он заболел пневмонией, потому что отказывался носить пальто, предложенное костюмерами, — оно, видите ли, не соответствовало моде 19 века. При этом болезнь не заставила Дэй-Льюиса отступить от метода: во время съемок он отказался использовать современную медицину, оставаясь верным образу.

В фильме «Моя левая нога» Дэниел исполнил роль больного церебральным параличом. Чтобы лучше понять людей с таким заболеванием, он посетил детскую клинику, но и этого оказалось мало. Вне съемочной площадки актер постоянно оставался в образе и передвигался на инвалидной коляске. Более того, он просил съемочную группу, чтобы его кормили с ложки, потому что персонаж Дэй-Льюиса не мог есть самостоятельно.

Для роли в «Последнем из могикан» Дэниел и вовсе ушел в леса Северной Каролины, где жил целый месяц. Там он научился охотиться, снимать шкуру с животных и стрелять из старинного кремневого ружья, полностью погрузившись в мир своего героя.

Готовясь к фильму «Во имя отца», актер три дня провел в одиночной камере без воды. Чтобы точнее воссоздать образ заключенного, он сбросил около 20 килограммов. Кроме того, на съемочной площадке он заставлял команду обливать его холодной водой каждый раз, когда кто-то из них проходил мимо.

Когда Дэниел снимался в «Линкольне» Спилберга, он не выходил из образа даже между дублями. Актер ожидал, что все вокруг будут обращаться к нему как к президенту, писал письма и подписывал бумаги, как Линкольн. Салли Филд, сыгравшая его жену, позже признавалась, что она так и не познакомилась с Дэниелом, а только с его версией Линкольна.

13 самых ожидаемых комедий 2025 года: когда выйдут «Финикийская схема», «Голый пистолет» и «Достать ножи»
«Я ушла на пике карьеры»: почему Джессика Альба не снимается в кино и как ей удалось стать бизнесвумен
Что об этом думают режиссеры
Голливуд знает много историй, когда актеры в погоне за правдой на экране шли на разные «подвиги». Шайа ЛаБаф в «Нимфоманке» согласился на реальный секс, а на съемках «Ярости» вырвал себе зуб, порезал лицо, перестал мыться на четыре месяца (чем жутко раздражал Брэда Питта) и даже сутками смотрел видео с умирающими лошадьми. И это только верхушка айсберга, так называемого актерского самопожертвования.

Во многих случаях режиссеры видят в увлеченных поклонниках системы Станиславского скорее проблему, чем преимущество. Все дело в том, что взгляд актера, который потратил недели или даже месяцы на «разработку персонажа», может сильно расходиться с режиссерским. И когда актер погружается в образ настолько глубоко, он начинает держаться за свою трактовку роли так, что переубедить его практически невозможно — попытки доказать, что режиссер прав, обычно обречены на провал. Неудивительно, что такие актеры часто становятся объектом насмешек в индустрии — тут достаточно вспомнить героя Эдварда Нортона в «Бердмэне», который требовал настоящего алкоголя на сцене.

Но Дэниел Дэй-Льюис — это совсем другая история. Его называют величайшим из живущих не просто так. Он единственный в истории обладатель трех статуэток «Оскар» за лучшую роль. Да и с режиссерами Дэниел всегда находил общий язык. Например, Мартин Скорсезе, с которым они работали на картинах «Эпоха невинности» и «Банды Нью-Йорка», вспоминает о том времени, как об одном из лучших периодов своей карьеры. В прошлом году легенды встретились на церемонии награждения Национального совета кинокритиков США, где Скорсезе получил награду за лучшую режиссуру, которую ему вручил Дэй-Льюис.
«Спасибо тебе, Дэниел. Получить эту награду от Дэниела — это уже награда. Мы вместе сняли два фильма, и, должен сказать, что это был один из лучших опытов в моей жизни. И может, пришло время для еще одного фильма. Еще одного фильма!», — сказал режиссер. Так что очевидно, что у Скорсезе с системой Станиславского проблем никаких не было (раз даже после пневмонии Дэй-Льюиса он готов поработать с ним еще раз).

После выхода «Призрачной нити» в 2017 году Дэниел ушел из кино. Он вел уединенную жизнь, редко появлялся на публике и практически не давал интервью. Но после семилетнего перерыва решил возобновить актерскую карьеру. В 2024-м появилась информация, что Дэниел сыграет главную роль в режиссерском дебюте сына Ронана Дэй-Льюиса «Анемон». Дата релиза пока неизвестна. Но известно другое, если и есть человек, способный всех нас удивить, — это, без сомнения, Дэниел Дэй-Льюис.