Электрокары будут стоить целое состояние? В России предложили поднять до 2,23 миллиона рублей утильсбор на электрокары
В комитете Госдумы по промышленности и торговле поддержали инициативу главы АвтоВАЗа Максима Соколова об увеличении утилизационного сбора. Напомним: речь шла о ежегодном повышении утильсбора вплоть до 2030 года.
Например, для бензиновых и дизельных машин с объемом мотора 1–2 литра утильсбор предлагают повысить с 300 до 556 тысяч рублей уже в 2024 году, а далее поднимать его ежегодной основе до 1,17 миллиона рублей к 2030 году. Год назад утильсбор составлял 178 тысяч, но в августе 2023 года был увеличен по инициативе АвтоВАЗа.
Идеальный автомобиль для России: китайский электрокар Nio умеет отряхиваться от снега
В России появился новый автомобильный бренд. «Амберавто» — уникальные российские электрокары из Калининграда
Об этом мы подробно писали в этом материале, а также рассказывали, чем этот шаг грозит для автомобильного рынка России (спойлер: ничем хорошим). Однако повышение сбора до 1,17 миллиона для автомобилей на ДВС — это только цветочки. Гораздо хуже дела обстоят с электрокарами.
Контекст: продажи автомобилей на электротяге в России стремительно растут. Чуть менее стремительно развивается инфраструктура. Однако в крупных городах уже можно пользоваться электрокарами без неудобств, но с большим количеством бонусов от государства.
Драйвером стремительного роста стало не только развитие китайского автомобильного рынка, но и то, что утилизационный сбор на электрокары составляет всего 3,4 тысячи рублей. Это делает автомобили на электротяге значительно выгоднее конкурентов на ДВС. За одну и ту же сумму можно взять автомобили абсолютно разных классов: бюджетный середнячок на ДВС или уверенный средний класс на электротяге.
Но скоро эта прекрасная эпоха может подойти к концу. Ставку на электрокары предлагают повысить до 1,1 миллиона рублей уже в этом году, а к 2030 ставка должна составить 2,23 миллиона рублей. Такое резкое повышение утильсбора уничтожит рынок: привлекательность электрокаров снизится до нуля, так как в России все еще недостаточно развита инфраструктура, поэтому смысл выбирать электрокар за те же деньги, что и автомобиль на ДВС, абсолютно никакого нет.
И не стоит думать, что этот удар индустрия сможет компенсировать производством электрокаров внутри России. Дело в том, что утильсбор платят не только зарубежные, но и российские бренды, если их техника недостаточно локализирована. Из отечественных производителей электрокаров, пожалуй, не найдется привлекательных брендов, которые локализовали производство в достаточной степени.
А это означает, что стоимость электрокаров вырастет в среднем на 1-1,5 миллиона рублей (минимум) уже в этом году, а мотивация покупать автомобили на электротяге кратно снизится.
Остается надежда, что Минпромторг не прислушается к инициативе комитета Госдумы по промышленности и торговли, не станет предпринимать настолько радикальных действий в сторону электрокаров. Понять увеличение утильсбора для авто на ДВС можно понять: АвтоВАЗу непросто конкурировать с китайцами. Но как объяснить рост сбора для электрокаров?