Рынок онлайн-образования стремительно растет, предлагая множество курсов для профессионального развития. Однако вместе с ним увеличивается и число недобросовестных предложений.
Как выбрать обучающий курс и не нарваться на мошенников: ловушки онлайн-образования

Директор по взаимодействию с госорганами компании «Нетология» и руководитель GR-направления Ассоциации инноваций в образовании РАЦИО Валентина Куренкова рассказала изданию «Газета.Ru», как выбрать качественный онлайн-курс и не стать жертвой мошенников. Эксперт выделила несколько ключевых моментов, на которые следует обратить внимание.

Прежде всего, стоит обратить внимание на наличие юридической информации у обучающей организации. Любая уважающая себя образовательная организация размещает на своем сайте информацию о своей деятельности: ИНН, ОГРН и полное наименование юридического лица. Эту информацию легко проверить с помощью сервисов СБИС и Rusprofile.
Если курс оформлен на ИП или самозанятого, это не нарушение закона, но риск для студента выше. Ответственность перед учащимися в таких случаях ниже, а прекратить деятельность ИП или самозанятый может гораздо быстрее, чем ООО или АНО.
Наличие лицензии на образовательную деятельность – еще один важный показатель надежности курса. Лицензия подтверждает соответствие программы законодательным требованиям и гарантирует, что выданные по окончании обучения документы будут иметь юридическую силу.
Немаловажный аспект – прозрачность оплаты. Доверенные образовательные платформы всегда принимают безналичные платежи, предоставляют договор (или публичную оферту) и подробно описывают политику возврата средств. Если будущим ученикам предлагается перевести деньги «по переводу» или на личную карту, это должно насторожить. Необходимо внимательно ознакомиться с договором и политикой возврата до начала обучения – это важный способ защитить свои права.
Эффективное обучение не ограничивается только лекциями. Важно обратить внимание на структуру курса: есть ли практические задания, как они организованы, будет ли возможность поработать с кейсами или пройти стажировку. В идеале обучение должно быть тесно связано с реальными бизнес-задачами, чтобы полученные знания можно было сразу применять на практике.
Также важно узнать, обновляется ли учебная программа, какие инструменты и методики используются. Устаревшие курсы редко бывают полезными.

Один из ключевых критериев – эксперты, которые ведут занятия. Нелишним будет узнать, кто именно будет преподавать, где преподаватель работал, с какими проектами связан, есть ли у него публичная активность, кейсы, упоминания в профессиональных СМИ. Преподаватели должны быть практиками, а не только спикерами – это напрямую влияет на качество знаний, которые вы получите.
Наконец, важно и то, как образовательная компания ведет коммуникацию со студентами и профессиональным сообществом. Изучить отзывы, найти упоминания в СМИ, обратить внимание на партнерские отношения, особенно с крупными организациями и государственными структурами – репутация компании часто говорит о качестве предоставляемого образования.