Госдума РФ одобрила в первом чтении пакет поправок, направленных против мошенничества, согласно которым онлайн-платформы будут обязаны хранить информацию о переговорах и переписке клиентов на протяжении трех лет. Авторы инициативы считают, что это поможет усилить борьбу с онлайн-мошенничеством.
Электронную переписку россиян будут хранить три года: новое требование уже вступило в силу

Эксперты полагают, что такая мера является неоправданной и может привести к увеличению стоимости услуг, предоставляемых онлайн-сервисами.
Правительством был подготовлен пакет поправок в законодательство, который обязывает компании-организаторы распространения информации (ОРИ) сохранять данные о переговорах и переписке пользователей в течение трех лет. Это включает информацию о приеме, передаче, доставке и обработке голосовых сообщений, текстов, изображений, звуков и электронных сообщений. Однако речь не идет о записи содержания текстов и другого контента.
В настоящее время закон «Об информации» требует от ОРИ хранить метаданные только в течение одного года.
Увеличение срока хранения данных с одного года до трех связано с необходимостью повышения безопасности и защиты пользователей в интернете, как пояснили в Минцифры. Это позволит создать более эффективную систему для расследования и предотвращения преступлений, таких как мошенничество и киберпреступность.

При этом чиновники не ожидают увеличения затрат для бизнеса из-за увеличения срока хранения данных и не прогнозируют изменений для обычных пользователей. Не все участники рынка и эксперты разделяют мнение общественников и чиновников.
Директор департамента расследований компании T.Hunter Игорь Бедеров отмечает, что увеличение объема хранимых данных потребует либо расширения серверных мощностей, либо аренды облачных решений.
По его словам, для крупных компаний, таких как социальные сети и мессенджеры, это может обернуться миллионами рублей ежегодных затрат, в то время как небольшие платформы могут столкнуться с непосильными расходами.

«При этом защита данных от утечек и атак станет сложнее из-за роста объема информации. Потребуются инвестиции в шифрование, системы мониторинга и обновление ПО. На рынок это окажет, скорее, негативное воздействие в виде частичной монополизации сектора крупными игроками, а также повышения стоимости услуг для пользователей», — поделился Игорь Бедеров.
В настоящее время к организациям-распространителям информации (в специализированном реестре их более 470) относятся почтовые сервисы, мессенджеры (такие как Skype и WhatsApp, принадлежащий признанной в России экстремистской организации Meta), а также логистические компании, службы такси, сайты знакомств, онлайн-кинотеатры и множество других организаций. Все эти структуры позволяют своим клиентам обмениваться различными сообщениями и контентом как между собой, так и с самой организацией.