Депутаты Госдумы предложили установить для школьных учителей «цифровые границы», чтобы защитить их право на отдых.
Российских учителей хотят защитить: для этого им могут ограничить общение в родительских чатах

Как сообщает ТАСС, парламентарии направили официальное письмо на имя министра просвещения Сергея Кравцова с инициативой закрепить за педагогами право не отвечать на сообщения в родительских чатах и других мессенджерах вне рабочего времени.

Как отмечается в документе, в условиях повсеместной цифровизации образования и широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в школьную практику все острее встает вопрос соблюдения режима труда и отдыха педагогов. По словам депутатов, во многих образовательных организациях сформировалась устойчивая и негласная практика, при которой от учителей ожидается постоянное присутствие в чате.
«Педагогов фактически обязывают быть на связи круглосуточно, ожидая немедленного отклика на сообщения от администрации, родителей, коллег и учащихся вне зависимости от времени суток, включая вечерние и ночные часы, выходные и праздничные дни», — говорится в обращении.
Авторы инициативы подчеркивают, что эта постоянная онлайн-доступность превращается в дополнительную, ничем не регламентированную нагрузку. Она не фиксируется в должностных обязанностях, не учитывается в системе оплаты труда, но при этом фактически становится обязательной.
Это, по мнению депутатов, нарушает трудовые права и негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии педагогов.
«Случаи, когда учителю вменяется в вину несвоевременный отклик в мессенджере или отсутствие онлайн-реакции в вечернее время, становятся все более распространенными», — сообщается в письме.
В письме также указывается на правовую неопределенность в этом вопросе. В настоящее время ни Трудовой кодекс РФ, ни действующие нормативные акты, регулирующие сферу общего образования, не содержат прямого запрета на подобные практики, что оставляет учителей в уязвимом положении.

Для решения этой проблемы депутаты предложили конкретные действия. В частности, они считают целесообразным рекомендовать образовательным организациям закреплять в своих локальных нормативных актах предельное время для осуществления служебного взаимодействия.
Важнейшим пунктом инициативы является предложение полностью исключить практику применения дисциплинарных мер за отсутствие отклика педагога вне его рабочего времени.
Кроме того, парламентарии просят министра просвещения поддержать включение соответствующих положений в типовые формы трудовых договоров, должностные инструкции и иные документы, определяющие организацию труда в системе образования.