В последнее время в социальных сетях широко обсуждаются случаи блокировки банковских переводов среди самозанятых и возможного усиления контроля со стороны налоговых органов.
Под колпаком: 5 признаков, из-за которых самозанятые могут попасть под подозрение налоговой

Однако, как пояснили «Российской газете» эксперты, в подавляющем большинстве случаев эти опасения не связаны с действиями ФНС. По их словам, временная заморозка операций — это результат работы банковских антифрод-систем, а не начало налоговой проверки.

Нынешняя волна обсуждений, по словам МВА-профессора бизнес-практики по цифровым финансам Президентской академии Алексея Войлукова, была вызвана вступлением в силу новых критериев оценки банками потенциально мошеннических операций.
«Финансовые организации были вынуждены перенастроить свои системы безопасности, что и привело к увеличению числа ложных срабатываний, когда под подозрение попадают совершенно законные переводы», — пояснил он.
Банк может временно заблокировать средства и запросить у клиента пояснения, но это исключительно его внутренняя процедура контроля, добавил эксперт.
Федеральная налоговая служба не имеет прямого доступа к счетам физических лиц и не отслеживает их транзакции в реальном времени. Чтобы получить информацию из банка, налоговому органу нужны веские основания и официальная процедура, такая как камеральная или выездная проверка.
Поводом для ее начала могут послужить данные от Росфинмониторинга, жалобы, а также сведения от других государственных ведомств, включая правоохранительные органы, Центробанк или прокуратуру.
На практике целевые проверки непосредственно самозанятых — явление редкое. Чаще всего они попадают в поле зрения ФНС как часть расследования деятельности их контрагентов — более крупных налогоплательщиков, будь то юридические лица или индивидуальные предприниматели.
Самая распространенная ситуация, которая вызывает интерес налоговиков — это подозрение, что компания пытается сократить налоговую нагрузку и сэкономить на страховых взносах, маскируя трудовые отношения под гражданско-правовые договоры с самозанятыми.
Как уточнила доктор юридических наук и профессор Высшей школы правоведения Президентской академии Карина Пономарева, ФНС постоянно анализирует практику применения налога на профессиональный доход именно для пресечения таких схем.
Налоговая служба обращает внимание на целый ряд признаков, которые все вместе могут указать на скрытые трудовые отношения.
«Например, подозрения вызовет самозанятый, который работает по строгому графику заказчика, подчиняется его внутренним правилам, носит униформу или использует оборудование компании», — уточнила она.

К таким же факторам риска относятся регулярные выплаты дважды в месяц в дни, совпадающие с зарплатой штатных сотрудников, использование корпоративных ресурсов, таких как программное обеспечение или электронная почта, а также наличие у исполнителя KPI, аналогичных тем, что ставят перед работниками в штате.
Дополнительно внимание может привлечь доход самозанятого, приближающийся к годовому лимиту в 2,4 миллиона рублей, или ситуация, когда у компании-заказчика небольшой официальный штат, но при этом она выполняет большой объем работ с помощью самозанятых.
Самые распространенные случаи, когда ФНС выявляла подмену трудовых отношений и производила доначисления, фиксировались в клининговых компаниях и фитнес-центрах.
