Как сообщает Telegram-канал Baza, впервые проблему заметили еще в мае, однако массовый характер она приобрела в текущем месяце. По словам летчиков, при заходе на посадку в аэропорту Пулково они получают сигналы о срабатывании TCAS – системы предупреждения столкновения в воздухе. За последнюю неделю об ошибке доложили более 160 экипажей внутренних и международных рейсов. Речь идет как о тех самолетах, что прибывали в Пулково, так и о покидавших воздушную гавань Северной столицы.
Самолеты над Петербургом «сходят с ума»: пилоты массово жалуются на ложную угрозу столкновений

Пилоты российских и иностранных авиакомпаний жалуются на сбои в системе предупреждения столкновения самолетов в воздухе в Петербурге. Только за последнюю неделю они подали свыше полутора сотен таких обращений.

Пилоты отмечают, что в момент срабатывания TCAS на радарах появляется большое количество неопознанных посторонних меток, якобы окружающих самолет. Эти точки на экране движутся в хаотичном порядке, причем их собственная высота не отображается. Ошибку видят только экипажи воздушных судов – у авиадиспетчеров никаких необычных явлений на мониторах нет.
Источники рассказывают, что, как правило, TCAS срабатывает в режиме речевого предупреждения о потенциальной угрозе столкновения с якобы находящимся поблизости самолетом. Однако в некоторых случаях сигнал системы поступает в режиме обнаружения реальной угрозы столкновения, после чего команда судна получает указание немедленно набрать или снизить высоту. Соблюдение этих мер считается более приоритетным, чем выполнение команд, поступающих от диспетчеров.

Baza добавляет, что пилоты получали предупреждения о возможных кратковременных помехах на различных частотах от «Госкорпорации по организации воздушного движения» еще в мае. Канал связывает аномалию с усиленной работой средств радиоэлектронной борьбы в районе Пулково в период проведения Петербургского международного экономического форума, который продлится в Северной столице с 18 по 21 июня.
Стоит отметить, что весной 2025 года назад похожие сбои в работе TCAS наблюдались в США – там сразу несколько самолетов, приближавшихся к аэропорту Вашингтон, получили ошибочные предупреждения, указывающие на потенциальный риск столкновения в воздухе. А за февраль по всему миру было зарегистрировано более 5000 инцидентов ошибочного срабатывания TCAS. Шесть таких инцидентов произошли с интервалом в 11 минут. Тогда эксперты назвали несколько возможных причин сбоев. Среди них – помехи и отражения сигнала от земли, проблемы в работе программного обеспечения, а также непреднамеренные помехи (например, в результате кибератак).