Зависимость от гаджетов — это не фигура речи, а медицинский диагноз. Гаджетомания уже внесена в МКБ-11, а вокруг борьбы с этим недугом начинает зарождаться индустрия профессиональной помощи. Но результатов пока нет.
Родители в США тратят по 8 тысяч долларов на специалистов по экранному времени: они хотят отучить детей от смартфонов

Подростки начинают использовать смартфоны с раннего возраста и не представляют, как жить без гаджетов к совершеннолетию. А родители не знают, как с этим бороться, да и справедливости ради, сами зависят от современных смартфонов, проводят в них по нескольку часов в день.
Любителей думскроллинга ждет инсульт: ученые выяснили, как использование смартфона перед сном влияет на здоровье
Думскроллинг уничтожает мозг: ученые выяснили, что чтение новостей приводит к психическим расстройствам

Часть родителей борется с проблемой радикально: запрещает использование гаджетов, поддерживает законодательные ограничения (их уже принимают даже на уровне государств). Проблема только в том, что такие методы работают очень плохо, а родители сталкиваются с тем, что ребенку нужно внимание, которое они давать не готовы.
Где-то действуют мягче. Например, вводят временные ограничения на использование смартфоном, покупают дорогостоящие подписки, чтобы смотреть, какую информацию поглощает ребенок. И это тоже не работает: дети умеют обходить инструменты контроля, а правила выполняются лишь формально. Дети и родители сами в этом признаются.
В ответ на эти вызовы в США начали появляться специалисты по контролю за экранным временем, а также полноценные рехабы для лечения гаджетомании и электронной зависимости. Это далеко не самое дешевое удовольствие, а результат не гарантирован, однако у многих родителей просто нет выбора. Поэтому приходится платить по 8 тысяч долларов в месяц, чтобы в рехабе отучили ребенка от смартфона, либо нанимать консультантов, которые отучат от чрезмерного использования гаджетов уже самих родителей.
Вот как выглядит реабилитация в рехабе: «В течение четырех недель группа из примерно трех десятков подростков живёт в общежитиях колледжа без доступа к технологиям. Первая неделя дается тяжело, но со временем дети в возрасте от 13 до 18 лет привыкают к расписанию и заново учатся проводить время без гаджетов».
Суть не в том, чтобы лишить человека гаджета — он выйдет и вернется к прежнему образу жизни, а показать ему, что и без смартфона жизнь может быть насыщенной и интересной. По сути, речь идет об обучении новой модели поведения. Правда, не до конца ясно, насколько это эффективный метод, так как статистики по возвращению в ребцентры не ведется.
Как считают родители, проблема не только в смартфонах, но и в той разрушительной силе, которую несут современные социальные сети. Они не предназначены для детей. И даже в популярных у детей приложениях, находится место чему-то такому, от чего даже у взрослых людей идут мурашки по коже.
И даже если бизнес будет разрабатывать отдельные приложения для детей, проблему это не решит. Так считают эксперты. Вот как один из них описал подростковое поведение в сети: «Дети используют приложения для чтения Библии, чтобы получить доступ к форумам, или образовательные программы, чтобы смотреть YouTube без ограничений. Также они применяют популярные картографические сервисы и музыкальные платформы для доступа к запрещенному контенту, делятся неприемлемыми фотографиями и травят друг друга через общие документы Google Docs или Slides».
Увы, но решения проблемы пока нет. Родители сами зависят от гаджетов, безумно бояться отпускать детей на улицу, но не готовы работать над их социализацией. Поэтому у детей и подростков остается только один выход — смартфоны. Но и они оказались не так безопасны, как все думали и уже стали глобальной проблемой для людей по всему миру.
