Это наркомания: психолог рассказал, почему россияне становятся зависимы от маркетплейсов

С помощью покупок люди борются с тревожностью.
Антон Попов
Антон Попов
Это наркомания: психолог рассказал, почему россияне становятся зависимы от маркетплейсов
Freepik

Эксперты бьют тревогу: с развитием маркетплейсов и онлайн-торговли, шопоголизм стал одним из самых популярных видов нехимической зависимости. Причем с разрушительными последствиями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как заявил Станислав Самбурский, автор Дзен-канала «Экологичный психолог», клинический психолог «Клиники доктора Аникиной», ущерб от шопоголизма ничуть не меньше ущерба от других зависимостей. Да, физическое здоровье страдает не так сильно, но ментальное оказывается под сильнейшим ударом (а это впоследствии сказывается и на физическом). А еще это больно бьет по кошельку, что часто приводит к долгам и ухудшению отношений с близкими.

В России предложили ввести самозапрет на маркетплейсы: так хотят бороться с шопоголизмом

Шопоголизм: неочевидные причины возникновения и простые способы лечения

Удалите Wildberries: сотрудники маркеплейса молят клиентов о пощаде​​​​​​​
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Купила новую кофточку — и кажется, что тревога отступила. Да и не скучно было листать бесконечные каталоги. Предвкушая новую покупку, мозг вырабатывает дофамин, который дает ощущение удовольствия и счастья. Пока листаешь каталог, можно забыть конфликты с мужем, стресс после совещания и пустоту на душе. Для зависимого человека неважно, что именно купить: удовольствие приносит сам факт покупки. Эйфория проходит быстро, и требуется новая доза, поэтому человек возвращается на маркетплейсы снова и снова», — сказал эксперт.

Что еще хуже: маркетплейсы постоянно подогревают зависимость человека. Если раньше магазины могли напоминать о себе разве что через рекламу по ТВ и яркие баннеры в городе, то теперь шопоголики получают призыв прямо из своего телефона. Причем очень яркий и навязчивый: пуш-уведомления об очередной распродаже создают ощущение, что покупать нужно прямо сейчас, а иначе можно пропустить что-то важное. 

Как маркетологи пользуются нашими страхами?

FOMO (Fear of Missing Out, или «страх упущенной выгоды») — психологическое состояние, при котором человек испытывает тревогу из-за того, что упускает возможности. Этим часто пользуются маркетологи, анонсируя скидки, мошенники, предлагающие разбогатеть, вложившись в сомнительный проект.

Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но маркетинга недостаточно. Важно отметить, что маркетплейсы чрезвычайно удобны. Это действительно крутой и полезный сервис, позволяющий сэкономить время и купить товар по приятной цене. Вот только для людей с зависимостью все эти преимущества — один большой недостаток.

«Маркетплейсы сделали процесс покупки максимально простым и удобным. Хотите рассрочку? Пожалуйста. Хотите сначала примерить? Не вопрос. Площадки специально создают ощущение, что купить очередную сумочку — это легко и безобидно. Даже если зависимость толкает в финансовую яму, ощущение легкости будет преследовать весь процесс покупки», — рассказал психолог.

А понять, что у человека шопоголизм, достаточно легко: он часто делает импульсивные покупки, постоянно покупает безделушки или другие малополезные вещи, а один из видов его досуга — бесконечный просмотр каталогов в поисках чего-нибудь интересного.

И в таком случае следует обращаться к специалисту. Удаление приложений маркетплейсов со смартфона — не выход. Запрет маркетплейсов — мера еще хуже (это реально крутой сервис). Важно помнить, что зависимость — это следствие проблем, которые уже существуют. И если не устранить первопричину, то человек просто погрузится в другую зависимость. Которая может быть сопряжена не только с финансовыми и ментальными рисками, но и с риском оказаться в местах не столь отдаленных.