История о продаже неприметного нежилого помещения в башкирском селе Верхние Татышлы обернулась настоящим финансовым курьезом.
В российском регионе за комнату предложили 999 квадриллионов рублей: как это возможно

Как сообщает РБК, на торгах по приватизации комнаты площадью 24,7 кв.м, расположенной на улице Ленина, 79, один из участников предложил астрономическую сумму – 999 квадриллионов рублей (999 с 15 нулями). Эта цифра многократно превышает годовой бюджет России.

Объект был выставлен на продажу Территориальным управлением Росимущества в декабре 2024 года. Примечательно, что продажа проводилась по минимально допустимой цене – 40,8 тыс. рублей. Это стандартная процедура, применяемая в случаях, когда предыдущие торги не вызвали интереса у покупателей. Прием заявок на участие в торгах завершился 19 февраля 2025 года.
Потенциальный покупатель, увидев предложение в 999 квадриллионов рублей, подал жалобу в Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Республике Башкортостан. В жалобе указывалось, что «подать заявку не представлялось возможным ввиду наличия ценового предложения в размере 999 999 999 999 999 999,99 руб., поданного другим участником процедуры».
Однако антимонопольное ведомство не нашло нарушений в действиях участника торгов. Так, в решении УФАС сказано: «Предельный размер повышения цены продаваемого государственного или муниципального имущества не ограничен». Кроме того, в ведомстве подчеркнули, что они уполномочены рассматривать жалобы только на действия организаторов торгов и продавцов государственного имущества, но не на действия других участников аукционов. В связи с этим жалоба была отклонена как необоснованная.
В итоге победителем торгов стала предпринимательница из Мордовии Алсу Исхакова. Она приобрела помещение за 41 тысячу рублей, что всего на 200 рублей превышает стартовую цену.
Юристы, комментируя ситуацию, отмечают, что подобная схема, получившая название «таран», довольно распространена на торгах. Первый участник предлагает цену, незначительно превышающую стартовую. Затем второй участник делает заведомо нереалистичное предложение, многократно превышающее рыночную стоимость объекта.
В результате второй участник, как правило, не вносит требуемый задаток и снимается с торгов. Право на покупку объекта переходит к первому участнику, который заключает договор по минимальной цене.

Хотя формально действия участников, использующих схему «таран», не противоречат законодательству, они, по мнению экспертов, нивелируют сам смысл торгов, целью которых является определение победителя на конкурентной основе.
Старший юрист адвокатского бюро «Казаков и партнеры» Станислав Дабижа отметил, что предотвратить использование подобных схем можно, сняв запрет на подачу ценового предложения меньшего или равного текущей цене (пункт 10 статьи 24 Закона о приватизации).
Управляющий партнер юридической компании «Варшавский и партнеры» Владислав Варшавский подтвердил, что формального нарушения со стороны организатора торгов не было, хотя ситуация «выглядит нелогичной».