Ресторанный бизнес в России переживает непростые времена. На эту печальную тенденцию обратило внимание издание Shopper’s. Бренды с большой неохотой открывают новые заведения, часто закрывают старые точки из-за низких показателей рентабельности.
Рестораны России в глубоком кризисе: они теряют деньги, а открытие новых заведений замедляется

Так, в середине мая сеть «Шоколадница», управляющая более чем 250 кафе по стране, приостановила открытие новых точек. Кроме того, она ранее закрыла экспериментальный ресторан Eazzy, проработавший меньше полугода, и остановила развитие сети «Ваби-саби» из‑за дорогих кредитов и низкой маржинальности сегмента.

Причин остановки развития множество. В России наблюдается высокая инфляция и пусть доходы россиян растут чуточку быстрее официальных показателей по стране, многие все же начинают экономить, выбирая более доступные варианты, либо вообще начинают отдавать предпочтение домашней еде.
Не будем забывать и о высокой ключевой ставке. Она призвана усмирить разбушевавшуюся инфляцию, однако пока что значительных успехов в этом направлении не было (хотя инфляция замедляется), а вот все издержки высокой ключевой ставки уже начали отражаться на бизнесе: компании не могут развиваться эффективно и быстро без дешевых кредитов. Им приходится выживать и сокращать расходы, а не думать об экспансии.
К тому же, не стоит забывать, что рост доходов населения также обеспечивается бизнесом. Чтобы удержать сотрудников, компаниям приходится платить больше. Следовательно, свободных средств остается все меньше. О каком вообще развитии может идти речь в таких условиях?

Также следует обратить внимание на высокие арендные ставки: множество предпринимателей, занявших площади после ухода зарубежных компаний, арендуют помещения по ставкам, «которые вообще не бьются ни с какой экономикой».
А теперь грустная статистика: в январе прекратили работу бистро-гриль «Камчатка» Аркадия Новикова и бар I Like Wine Владимира Перельмана. С начала 2025 года закрылись как минимум четыре кафе «Му-му» в Москве, включая точку на Тверской улице. Также «Вкусвилл» за последние полгода закрыл все кофейни «Вместе» и придорожные кафе «Бодрю», начатые в прошлом году. Хотя помещения кофеен «Вместе» остаются в аренде у компании, представитель заявил, что «проекты ищут свою ценность для покупателя», и окончательного решения о судьбе сети пока нет.
Неудивительно, что огромное количество ресторанов и кафе закрывается в России. Уже перечисленных выше причин достаточно. Но даже ими дело не ограничивается. Не стоит забывать, что доставка также больно бьет по ресторанному бизнесу. Многие предпочитают заказывать, а не идти в заведении.
Все это — серьезный удар для бизнеса. И далеко не все проблемы рестораторы способны решить самостоятельно. Им лишь остается надеяться, что денежно-кредитная политика в стране станет мягче, а инфляция наконец-то будет побеждена.