Кто такие cтейкхолдеры и как они влияют на бизнес

Если у вас крупный бизнес, значит, вокруг него крутится большое число влияющих на успешность дела людей. Их и называют стейкхолдерами. Но хорошо ли вы понимаете, кто эти люди? О том, как выявить стейкхолдеров и грамотно с ними взаимодействовать — в нашем материале.
Кто такие cтейкхолдеры и как они влияют на бизнес
Freepik
Рассказываем, кто такие стейкхолдеры, какие типы стейкхолдеров существуют, и что такое матрица стейкхолдеров.
Содержание статьи

Кто такие стейкхолдеры

Stakeholder переводится с английского как «акционер». Но в бизнесе под этим термином понимают любого человека, заинтересованного в работе компании. Простыми словами, стейкхолдеры — это лица и организации, прямо или косвенно влияющие на развитие бизнеса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К очевидными стейкхолдерам, которых можно назвать сходу, относятся: инвесторы, сотрудники, клиенты и поставщики. Но границы влияния могут быть намного шире. Скажем, СМИ и государственные структуры не знают о существовании вашей компании. Однако они могут способствовать ее развитию или же тормозить его.

Чем занимаются стейкхолдеры

О важности влияния стейкхолдеров на бизнес всерьез задумались еще в 1960-х годах. Тогда в менеджменте окончательно закрепилась мысль, что любая компания — не только инструмент получения прибыли. Это ещё и часть среды, внутри которой она существует. Так, бизнес воздействует на окружение и испытывает его влияние.

Американский ученый Рассел Акофф предложил включать в число стейкхолдеров, заинтересованных в деятельности современных корпораций, даже будущие поколения людей. Он считал, что многие экологические и социальные проблемы будущего могут быть преодолены, если сегодня наладить взаимодействие бизнеса и общественности.
Американский ученый Рассел Акофф предложил включать в число стейкхолдеров, заинтересованных в деятельности современных корпораций, даже будущие поколения людей. Он считал, что многие экологические и социальные проблемы будущего могут быть преодолены, если сегодня наладить взаимодействие бизнеса и общественности.
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Само понятие «стейкхолдер» в 1980-х годах ввел Эдвард Фримен в книге «Стратегический менеджмент: концепция заинтересованных сторон». Теория ученого заключается в том, что организация или проект вместе с окружением образует круг заинтересованных сторон. Поэтому менеджеры должны учитывать их интересы и удовлетворять их требования. Поэтому для успешного развития компании нужно максимально наладить отношения и заручиться поддержкой отдельных заинтересованных лиц и целых групп.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зачем знать своих стейкхолдеров

Знать друзей и врагов бизнеса — стейкхолдеров, нужно в лицо. Ведь после анализа вы будете понимать, что от них можно ожидать. Исходя из этого легче выстроить стратегию развития компании. Кроме того, вы поймете, кто может помочь проекту в случае форс-мажора. Согласно теории Фримана, управление стейкхолдерами состоит из шести этапов:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  1. Установление заинтересованных сторон и деление их на группы .
  2. Анализ и формулирование ключевых потребностей всех заинтересованных сторон.
  3. Выяснение интересов и степени влияния стейкхолдеров.
  4. Составление плана действий по управлению стейкхолдерами.
  5. Внедрение изменений и реализация плана.
  6. Анализ итогов управления и цикличное повторение процесса.

Как определить стейкхолдеров

Теория Фримана помогает определить, кто является вашим стейкхолдером. Чтобы сделать это, в первую очередь прошерстите все проекты компании и выделите всех, кто сотрудничал с вами. Удобнее всего будет составить таблицу. Выделим столбцы:

  • ФИО стейкхолдера. Или же название организации;
  • Должность или роль в проекте;
  • Отношение стейкхолдера к проекту. Отражаем цифрой в диапазоне от -5 до +5;
  • Влияние стейкхолдера на проект по шкале от 0 до 5.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Также можно добавить графу «Стратегии взаимодействия», где вы спрогнозируете совместную работу со стейкхолдером. Это поможет выявить цели и ожидания от взаимодействия.

Найти стейкхолдеров помогут ответы на вопросы из разряда: Кто нам может помешать? Кто больше всех заинтересован в успешном завершении работы? В чем интерес стейкхолдера? Есть ли у продукта прямые конкуренты?
Найти стейкхолдеров помогут ответы на вопросы из разряда: Кто нам может помешать? Кто больше всех заинтересован в успешном завершении работы? В чем интерес стейкхолдера? Есть ли у продукта прямые конкуренты?
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Определение стейкхолдеров минимизирует риски при сотрудничестве и внедрении новой стратегии. Анализ, подкрепленный теорией управления, поможет вывить тех, на кого действительно нужно делать ставку при сотрудничестве.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Типы стейкхолдеров

Помочь определить стейкхолдеров для своего проекта вам помогут уже выверенные типы. Они выделены на основе близости и степени влияния на компанию. Итак, существует четыре типа:

Первичные стейкхолдеры

Эти стейкхолдеры наиболее близки к проекту. Это руководство компании и её сотрудники, инвесторы, партнеры и поставщики. То есть, все те, кто работает над проектом, напрямую вкладывает в него силы, знания и ресурсы. Важно понимать, что без первичной группы стейкхолдеров проект попросту не сможет существовать.

Вторичные стейкхолдеры

Такие стейкхолдеры не имеют прямого отношения к проекту и производству, но сильно влияют на него. Сюда можно отнести СМИ, государственные органы, блогеров, общественных деятелей. Так, изданный указ, скажем, в налоговой сфере, может затруднить работу вашей компании. Или же напротив, особое внимание журналистов к выпускаемому вами продукту, повысит спрос и выручку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Внутренние стейкхолдеры

Сюда можно отнести стейкхолдеров, влияющих на проект рублем. Например, руководство, сотрудников, акционеров и покупателей. Ведь если последние не будут тратить деньги на продукцию, бизнес точно придет в упадок. Интересно, что, работая над общей задачей, каждый из таких стейкхолдеров преследует и собственные цели. Так, работники наверняка хотели бы получать больше, а инвесторы — иметь больше влияния.

Внешние стейкхолдеры

Этот тип стейкхолдеров ориентируется на собственные проекты, но однозначно влияет и на ваш. Ими могут быть банки, конкуренты и посредники. Они могут быть заинтересованы в проекте только косвенно или не заинтересованы совсем, но это не означает, что они не могут оказывать на него воздействие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Матрица стейкхолдеров

Перед анализом стейкхолдеров нужно изучить матрицу их влияния. Наглядно намного легче определить силу воздействия заинтересованных лиц на проект. Матрица стейкхолдеров — это инструмент, который показывает степень влияния стейкхолдеров и их отношение к проекту. Также с ее помощью можно определить стратегии взаимодействия с ними. Для создания матрицы используют систему координат.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Матрица стейкхолдеров делится на четыре квадрата. По горизонтали – сила влияния стейкхолдера, справа – малая сила, слева – слабее. Вертикальная ось показывает заинтересованность участника: чем выше показатель, тем стейкхолдер лояльнее, чем ниже – больше шанс, что он нам навредит.
Матрица стейкхолдеров делится на четыре квадрата. По горизонтали – сила влияния стейкхолдера, справа – малая сила, слева – слабее. Вертикальная ось показывает заинтересованность участника: чем выше показатель, тем стейкхолдер лояльнее, чем ниже – больше шанс, что он нам навредит.
ResearchGate
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как правильно заполнить матрицу влияния стейкхолдеров? Вам помогут наши подсказки.

  • Квадрат A

    Здесь расположим негативно настроенных людей.
    Например, недовольных или бывших сотрудников. Они не в силах помешать работе, но нужно следить за их активностью и стараться перевести во второй квадрат.
  • Квадрат B

    Здесь отмечают «союзников»:
    рабочий персонал, поклонников проекта. Со временем они могут попасть в первый квадрат.
  • Квадрат С

    Чаще всего сюда относят конкурентов и активистов, выступающих против вашей компании. «Битва» может происходить не только на потребительском рынке: компании стремятся переманить лучших сотрудников или перехватить контракт с выгодным для обеих сторон поставщиком.
  • Квадрат D

    Сюда относят
    наиболее заинтересованные лиц: инвесторов, руководителей, активные работники и менеджеры. Этих участников компания ценит больше всего и полностью на них полагается.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как управлять стейкхолдерами

Итак, давайте проанализируем результаты матрицы стейкхолдеров и решим, как ими можно управлять. Безусловно, стратегия взаимодействия будет зависеть от группы.

Например, со стейкхолдерами с сильным уровнем влияния и низкой вовлеченностью следует выстраивать тесную коммуникацию. Для этого можно чаще с ними встречаться или же регулярно отправлять email-рассылки. Они должны быть осведомлены о процессах в компании. Такие стейкхолдеры могут стать источником риска, поэтому нуждаются в тщательном наблюдении и грамотном менеджменте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стейкхолдеры с низким уровнем влияния и важности фактически ничего не решают. Эти лица не слишком значимы для проекта. Получается, что менеджеры должны уделять им внимание в последнюю очередь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Для конкретного примера стейкхолдера возьмем начальника отдела маркетинга. У него есть влияние, но он не лоялен, так как считает, что его идеи не ценят. Он может уволиться и увести за собой часть команды. Нужно тщательно подумать, как перевести его в квадрат D матрицы стейкхолдеров.
Для конкретного примера стейкхолдера возьмем начальника отдела маркетинга. У него есть влияние, но он не лоялен, так как считает, что его идеи не ценят. Он может уволиться и увести за собой часть команды. Нужно тщательно подумать, как перевести его в квадрат D матрицы стейкхолдеров.
Freepik

Теперь присмотримся к стейкхолдерам с низким уровнем влияния, но высокой вовлеченностью. Проект для них достаточно важен, но на его результат они не влияют. Таким лицам нужно периодически сообщать о ходе дел в компании. Также стоит при надобности отстаивать их интересы, ведь сами по себе они слабы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Итак, последний вид, который мы можем выделить — стейкхолдеры с высоким уровнем влияния и вовлеченности. Для этих лиц очень важен ваш проект, они вовлечены в его реализацию и активно влияют на результаты. Поэтому следует установить с ними тесные рабочие отношения и следить за тем, чтобы они не потеряли интерес к проекту.