Как сэкономить 3 млн рублей за два года, не покупая ничего нового: вот 7 причин, по которым вам стоит это сделать

Жизнь действительно может заиграть новыми красками, если перестать быть неугомонным транжирой-потребителем.
Марта Перевозова
Марта Перевозова
Как сэкономить 3 млн рублей за два года, не покупая ничего нового: вот 7 причин, по которым вам стоит это сделать
GettyImages
Содержание

Автор книг «Никаких новых вещей: радикально простое 30-дневное руководство по экономии денег, сохранению планеты и вашего рассудка» и «Ничего нового» Эшли Пайпер решилась на эксперимент под названием «Жизнь без новых вещей». Два года она не ходила по магазинам, носила свои старые вещи, дарила друзьям на праздники «продуманные находки из секонд-хенда» и «украшала свою жизнь креативными переделками».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Я сэкономила около 36 000 долларов (3 млн рублей) и выплатила долги, что стало потрясающим результатом, но я ожидала финансовой выгоды. Чего я не ожидала, так это того, сколько у меня появилось времени, насколько снизился уровень стресса и насколько больше у меня стало креативности и сосредоточенности. Жизнь действительно стала лучше, когда я перестала быть хомяком-потребителем»,рассказала она.

Многие люди думают, что для того, чтобы приступить к такому проекту, нужно быть в тяжелом финансовом положении или бороться с клинической зависимостью от шопинга, но это не так. Вот семь причин, по которым вам может подойти отказ от покупки новых вещей.

Как получить миллион рублей, просто не покупая кофе? Объясняем тренд No Buy 2025

Ваши вещи выводят вас из себя

Для каждого предмета, который мы вводим в нашу жизнь, мы становимся его распорядителем и обслуживающим персоналом. С момента покупки вы несете ответственность за его содержание в порядке, ремонт и срок службы. Мы буквально сгибаемся под тяжестью наших вещей. Захламляем свои дома, а некоторые — даже и специальные склады-хранилища.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По подсчетам экспертов, на планете сейчас достаточно одежды, чтобы одеть следующие шесть поколений, но мы покупаем все новые вещи каждый год. Выражение «То, чем мы владеем, владеет нами» не лишено смысла — просто мы привыкли не замечать, насколько сильно нами владеют.

lookstudio / Freepik

Возможно, самое важное заключается в том, что многие из нас искренне верят, что наши вещи являются основной причиной стресса, и большинство из нас хотят покупать меньше. В одном исследовании у людей, которые считали свои дома захламленными, в течение дня был гораздо более высокий уровень гормона стресса кортизола.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оглянитесь вокруг. Чувствуете ли вы умиротворение и удовлетворенность? Или вас раздражает умственная нагрузка, связанная с кучей вещей, которые нужно вернуть на место, убрать, почистить или выбросить? Многие из нас чувствуют себя настолько подавленными, что даже не знают, с чего начать.

Вы хотите лучше распоряжаться своими деньгами

Ваша цель может заключаться в том, чтобы тратить меньше, активно откладывать или получать больше дохода. Инфляция бушует, и цены на продукты заставляют людей пускать скупую слезу в продуктовых магазинах. Но мешает ли этот стресс нам импульсивно покупать бесполезные вещи? Нет. У многих из нас есть долги, и все же мы продолжаем покупать, при этом регулярно тратим тысячи на необязательные покупки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Freepik

Погоня за вещами также идет в ущерб нашей безопасности и будущему процветанию: у многих нет достаточных сбережений, чтобы покрыть непредвиденные расходы. Мы даже не получаем длительного удовольствия от вещей, которые покупаем! Большинство из нас в конечном итоге жалеют о краткосрочных покупках, таких как одежда и электроника.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чрезмерное потребление убивает планету, и вы хотите помочь

В период с 1945 по 1992 год производительность промышленности выросла на 96% почти во всех сферах — производстве товаров, сельском хозяйстве, сфере услуг и топливной промышленности — чтобы соответствовать нашему потребительскому спросу. Этот рост производства привел к увеличению вредных выбросов в атмосферу. Согласно отчету за 2014 год, концентрация CO2 в атмосфере, одного из многих газов, ускоряющих изменение климата, увеличилась на 43% со времен Второй мировой войны.

По мере того, как наши покупательские привычки перешли от умеренного потребления к чрезмерному, промышленность не отставала от нас. При нынешнем уровне потребления нам потребуется почти две Земли, чтобы обеспечить себя необходимыми ресурсами и утилизировать все эти отходы. По некоторым оценкам, к 2050 году в океане будет больше пластика, чем рыбы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Осмотрите свой дом и мусорные баки прямо сейчас. Вы наверняка увидите пакеты для покупок и продуктов, бутылки из-под газировки и упаковки с йогуртом, пузырчатую пленку, пищевую пленку, пенопласт, скотч, ручки, кухонные принадлежности, вещи из синтетических волокон, чехлы для телефонов, дешевые товары, которые вы купили под влиянием рекламы и трендов. Для относительно нового материала, который появился на потребительском рынке всего около 70 лет назад, мы создали спрос, благодаря которому с 1950 года промышленность поставляет нам 9 млрд тонн продукции, ни один из видов которой не разлагается полностью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отказ от покупки новых вещей сокращает потребление ресурсов и загрязнение окружающей среды, вызванное производством новых товаров, продлевает срок службы существующих вещей и дает розничным продавцам ценную информацию о том, какого будущего вы хотите, потому что, покупая или не покупая, вы голосуете рублем.

Вам не хватает времени

Люди тратят много времени на онлайн-шопинг: несколько часов в день или неделю, которые в итоге превращаются в потраченные на покупки месяцы и годы жизни. Что бы вы делали, если бы у вас было несколько дополнительных часов в день или, еще лучше, несколько дополнительных лет в жизни? Проводили бы больше времени со своими друзьями и родственниками? А как насчет дел и увлечений, которые вы вечно откладываете на потом? Или, может быть, вы просто стали бы больше спать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
gpointstudio / Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если вы относитесь к тем людям, которые считают, что в сутках никогда не бывает достаточно часов, вам стоит снять розовые очки «Шопинг — это весело!» и увидеть, как потребительство отнимает время у занятий и моментов, которые действительно делают вашу жизнь стоящей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вам нужно больше удовлетворенности, креативности и ясности

Вам кажется, что большую часть времени вы работаете в напряженном режиме — просто выполняете действия, не чувствуя вдохновения или удовлетворения? Или, может быть, вам трудно раскрыть свой творческий потенциал или почувствовать удовлетворенность? Мы часто путаем неограниченный выбор, который дает капитализм, со свободой, но слишком большой выбор приводит к усталости от принятия решений и апатии. Люди принимают более 35 тысяч решений в день. Если это кажется ошеломляющим, то это так и есть: что съесть, когда позвонить, по какому маршруту ехать, какую рубашку надеть.

zinkevych / Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этот «парадокс выбора» не очень хорош для нас. Он заставляет наш мозг работать интенсивнее, вызывая стресс и нерешительность, и даже, как было показано, затрудняет самоконтроль. Когда мы перегружены выбором, мы не можем мыслить ясно. Поэтому неудивительно, что отказ от покупок, особенно в интернете, где мы постоянно сталкиваемся с предложениями и бесконечными вариантами, может заметно улучшить наше мышление, которое затуманено из-за необходимости ежедневно принимать решения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вам надоело приравнивать свою ценность к вещам

Культура потребления требует, чтобы мы использовали материальные вещи в качестве ориентиров для определения своей идентичности, чувства принадлежности и социального статуса. При таком подходе у нас никогда не бывает достаточно вещей или нужных вещей, и поэтому мы попадаем в токсичную ловушку сравнения и потребления, которая вызывает сильный стресс и подрывает наше чувство собственного достоинства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хотим мы этого признавать или нет, но современный маркетинг превратил нас в существ, которые покупают товары, чтобы избавиться от неуверенности и страхов. Например, люди, которые не уверены в своем социально-экономическом положении, склонны покупать вещи, которые, по их мнению, повысят их статус (по крайней мере, в глазах других). Более половины предметов роскоши покупают люди с низким или средним уровнем дохода. Если мы стесняемся своей кожи или веса, мы с большей вероятностью будем покупать множество товаров, направленных на «решение» этих проблем.

drobotdean / Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Согласно одному опросу, 96% из нас прибегают к «шопинг-терапии» как к способу на время заглушить свои эмоции. И все же это предполагаемое лекарство является и причиной. Проблемы, связанные с вещами, такие как компульсивные покупки и накопительство, признанное клиническим расстройством, за последние несколько лет возросли в геометрической прогрессии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В зависимости от того, как мы себя чувствуем и что нам нужно, покупка вещей может ассоциироваться с безопасностью, развлечениями и обогащением. Некоторые и вовсе называют шопинг своим хобби.

Как часто мы слышали, как кто-то оправдывал крупные траты или покупки предметов роскоши словами: «Я инвестирую в себя»? Вещи никогда не являются инвестицией в то, чтобы вы стали тем, кем вам суждено быть. Эти искаженные представления причиняют нам серьезный дискомфорт: 71% покупателей сообщают, что на самом деле чувствуют себя хуже вскоре после покупки вещей. В системе, которая извлекает выгоду из того, что мы никогда не чувствуем, что у нас есть достаточно, использование вещей в качестве ориентира для оценки нашей ценности и роста — это глупая затея. То, что мы действительно ищем, не продается в магазине.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вы хотите вернуть контроль над своими импульсами

Многие считают, что у них недостаточно силы воли для того, чтобы отказаться от регулярного совершенного покупок. Со времен послевоенного промышленного бума и расцвета современной рекламы мы привыкли к тому, что некоторые называют «принудительным потреблением».

Походы по магазинам стали одним из главных развлечений, а стремление к большим, лучшим, более роскошным и футуристичным вещам вытеснило принцип «обходись малым и чини», который помогал нашим предкам переживать сложные времена. В результате производственная система перестала ремонтировать товары, а потребители стали жаждать новизны в виде удобного, готового, дешевого, сверхпростого хлама, который можно заказать онлайн за пять минут.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Маркетинг не отстает, и сегодня многие компании стремятся достучаться до вас (в социальных сетях, на телевидении, в интернете, на рекламных щитах, в вашем телефоне, во время вашего любимого подкаста или шоу), чтобы вы покупали еще больше. Они знают вас, они знают ваши чувства и используют эту информацию, чтобы заставить вас чувствовать себя хуже, чтобы вы покупали больше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разве вас не бесит, что они используют ваши личные данные, чтобы манипулировать вами и заставлять вас чувствовать себя плохо? Это происходит каждый день — так ловко, так искусно, так стратегически, что вы даже не замечаете этого.

Представьте, что в вашей жизни будет больше того, что вы хотите, и меньше того, чего вы не хотите. Может быть, у вас будет больше времени, больше покоя, больше стабильности. Возможно, вы избавитесь от беспорядка и финансовых проблем. Возвращение времени, энергии и контроля было и остается самой привлекательной частью челленджа «Ничего нового, никаких новых вещей». Отличная новость в том, что если вы хотите взять под контроль принудительный консьюмеризм и получить многие или все эти дополнительные преимущества, вы можете это сделать.