Что такое интеллект? Это может показаться простым вопросом с простым ответом — словарь Ожегова определяет его как «мыслительную способность» и как «умственное начало у человека». Что произойдет, если степень, в которой мы можем практически применять эту способность, уменьшится? В последние 10 лет растет количество доказательств того, что нечто подобное происходит с человеческим интеллектом. По ряду тестов способность среднего человека рассуждать и решать новые задачи достигла своего пика в начале 2010-х годов и с тех пор снижается.
Кто умнее: зумеры, поколение альфа или бумеры?


Тенденция к снижению интеллектуальных способностей
Когда был опубликован последний этап анализа PISA, международного сравнительного теста Организации экономического сотрудничества и развития для оценки успеваемости 15-летних детей в тестах по чтению, математике и естественным наукам, основное внимание, как и следовало ожидать, было уделено роли пандемии COVID в нарушении образования.
В более долгосрочной перспективе результаты по всем трем предметам, как правило, достигали пика около 2012 года. Во многих случаях они падали еще больше между 2012 и 2018 годами, чем в годы, затронутые пандемией.
И в более широком смысле, это снижение показателей рассуждений и решения проблем не ограничивается подростками. Взрослые демонстрируют схожую картину, при этом снижение было заметно во всех возрастных группах в прошлогоднем обновлении флагманской оценки тенденций в навыках взрослых. Учитывая важность этого, было проведено удивительно мало последовательных долгосрочных исследований человеческого внимания или умственных способностей.
Однако есть редкое исключение: каждый год с 1980-х годов исследование «Мониторинг будущего» спрашивало 18-летних, испытывают ли они трудности с мышлением, концентрацией или изучением нового материала. Доля учащихся выпускных классов средней школы, сообщающих о трудностях, была стабильной на протяжении 1990-х и 2000-х годов, но начала быстро расти в середине 2010-х годов.

Изменение «отношения к информации»
Эта точка перегиба примечательна не только тем, что похожа на результаты тестов на интеллект и рассуждение, но и тем, что совпадает с другим более широким развитием: меняющиеся отношения человека с информацией, постоянно доступной онлайн.
Колумнист Financial Times Джон Берн-Мердок связывает снижение уровня интеллекта с переходом к «постграмотному» обществу, одержимо проводящему время у экранов телефонов. Для примера он приводит снижение числа читающих людей – в 2022 году доля американцев, сообщивших о прочтении хотя бы одной книги за год, упала ниже половины. Вдобавок к этому наблюдается снижение результатов применения арифметики и других форм решения проблем в большинстве стран.
В одной особенно шокирующей статистике доля взрослых, которые не могут «использовать математическое рассуждение при просмотре и оценке обоснованности утверждений», выросла до 25% в среднем в странах с высоким уровнем дохода и до 35% в США. Таким образом, наблюдается не только упадок чтения как такового, но и более широкая эрозия человеческой способности к умственной концентрации. Согласно исследованиям, миллениалы могут стать последним поколением среди ныне живущих, которые обладают наиболее высоким уровнем интеллекта.

Почему так происходит?
Большая часть обсуждений социальных последствий цифровых медиа сосредоточена на росте смартфонов и социальных сетей. Однако изменились и наши отношения с информацией.
«Мы перешли от конечных веб-страниц к бесконечным, постоянно обновляемым лентам и постоянному потоку уведомлений. Мы больше не тратим столько времени на активный просмотр веб-страниц и взаимодействие с людьми, которых мы знаем, а вместо этого сталкиваемся с потоком контента. Это представляет собой переход от самостоятельного поведения к пассивному потреблению и постоянному переключению контекста», – утверждает Берн-Мердок.
Исследования показывают, что активное, преднамеренное использование цифровых технологий часто является безвредным или даже полезным. В то время как думскроллинг приводит к изменению способности обрабатывать вербальную информацию внимания, рабочей памяти и саморегуляции.