С 1 мая 2025 года в России вступят в силу новые правила расчета утилизационного сбора для автомобилей, ввозимых из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Изменения коснутся, прежде всего, юридических лиц и перекупщиков, хотя, как часто это бывает, итоговые расходы лягут на плечи конечных потребителей.
Утильсбор снова ударит по ценам: сколько будут стоить иномарки после 1 мая?

Правила расчета утильсбора изменятся
Теперь размер утильсбора больше не будет зависеть от цены автомобиля в стране его ввоза. Вместо этого расчет привяжут к средней рыночной стоимости машины в России. Минпромторг сформировал перечень моделей с усредненными ценами в зависимости от даты производства транспорта. Данные будут обновляться раз в квартал. В этом списке указаны стоимости машин, дифференцированные по возрасту: до трех лет, от трех до пяти лет, а также старше пяти лет.

Сумма утильсбора будет складываться из базовой ставки и разницы между ценой авто в России и страной ЕАЭС, умноженной на коэффициент 0,5. Допустим, если в нашей стране автомобиль с объемом двигателя до 2 литров оценивается в 5 миллионов рублей, а в стране ЕАЭС он стоит 3 миллиона рублей, то утильсбор составит 1 667 400 рублей, из которых 667 400 рублей является базовой ставкой, а 1 миллион рублей — результат расчета по формуле: (5 000 000−3 000 000)×0,5.
Но для тех, кто планирует ввозить редкие или эксклюзивные автомобили, которых нет в перечне Минпромторга, ситуация значительно усложнится. В таких случаях утильсбор увеличится втрое. К тому же импортеров обяжут предоставлять полный комплект подтверждающих документов о фактических расходах при растаможке. При отсутствии таких бумаг сбор будет рассчитываться по максимальной ставке.
Физические лица, которые ввозят автомобили для личного пользования и не планируют продавать их в течение года, могут вздохнуть спокойно. Для них условия остаются прежними. Они будут платить льготный утильсбор: 3 400 рублей за новые автомобили с объемом двигателя до 3 литров и 5 200 рублей за машины старше трех лет. Однако если авто будет продано раньше, чем через год после ввоза, утильсбор автоматически пересчитают по коммерческим ставкам.

Что будет с ценами на авто
Импортные автомобили в России, особенно премиум-класса, могут подорожать на 20%, предупреждают эксперты. Уже в апреле автоконцерны и дилеры начали корректировать цены в преддверии майских изменений. По мнению аналитиков, это классическая реакция рынка, которая наблюдалась и в декабре 2024 года: тогда, в ожидании январского повышения утилизационного сбора, сразу 12 автомобильных брендов подняли цены на свои модели в среднем на 80 тысяч рублей.
«Такой подход используется практически перед каждым изменением на российском рынке, чтобы потребители не ощутили резкого повышения цен и спрос в сегменте новых авто не снизился до критических минимумов», — объяснила руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша.

Генеральный директор проекта «Likvi.com» Александр Коротков считает, что с 1 мая цены на автомобили в России вырастут в среднем на 25%. По его словам, модели вроде Mercedes-Benz G-Класс, Range Rover и Lexus станут еще дороже из-за высоких логистических расходов, пошлин и зависимости от импорта комплектующих. Также свою роль сыграют инфляция и ослабление рубля, что автоматически поднимет стоимость иномарок, привязанных к курсам доллара и юаня.
Как прогнозирует генеральный директор компании «FRANK AUTO» Ирина Франк, цены на новые автомобили в России в мае и летом 2025 года продолжат расти. По словам эксперта, уже к майским праздникам стоимость подскочит на 10–12%. А летом, как считает Франк, дороговизна новых автомобилей подстегнет интерес к подержанным. Это приведет к подорожанию транспорта возрастом от трех до пяти лет на 15–18%. Однако машины старше десяти лет могут, наоборот, немного подешеветь — примерно на 5–7%. Причина кроется в ужесточении требований к техосмотру, что снизит привлекательность таких автомобилей для покупателей.
Что происходит с авторынком в России
Отечественный авторынок сейчас переживает тяжелые времена. Очередной месяц подряд продажи уходят в «красные зоны». Так, по итогам марта объем реализации новых легковых автомобилей упал на 46%, грузовиков — на 57%, автобусов — на 62%. Такие цифры напоминают катастрофу 2022 года, когда рынок едва выстоял после ухода крупных международных брендов, а продажи сократились до 688 тысяч машин — менее 40% от объемов 2021-го.
Тогда причины падения были очевидны: доля иностранных брендов на рынке составляла примерно 60%, и их массовый уход оставил после себя огромную брешь. Сегодня, казалось бы, ситуация должна быть иной — из страны никто не уходит. Напротив, на рынке появляются новые бренды, но вместо восстановления — очередное падение. Почему?

Глава Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин назвал несколько ключевых причин. Во-первых, высокая процентная ставка Центробанка буквально подрезают крылья бизнесу. Даже прибыльные компании не выдерживают таких финансовых условий, а дилеры и вовсе работают на грани выживания. Во-вторых, автокредитование для граждан и лизинг для бизнеса сокращены более чем наполовину, что лишает потребителей важнейших инструментов для покупки.
Добавьте к этому волатильность рубля, выросшие сроки и стоимость международных расчетов, неэффективную программу утилизации, которая вместо снижения цен лишь подстегнула их рост, и станет понятно, почему рынок испытывает такую турбулентность. В прошлом году цены на автомобили росли практически без остановки, тогда как доходы населения и бизнеса отставали все сильнее. Итог: потребительская способность не выдерживает нагрузки, и спрос падает, несмотря на появление новых предложений на рынке.
Эксперт прогнозирует, что без решительных мер продажи в 2025 году во всех сегментах сократятся на 30%. Финансовые последствия угрожающи: общий объем автоотрасли оценивается в 20 трлн рублей. Возможные потери оборота составят как минимум 6 трлн рублей, а бюджет лишится 1,5 трлн налоговых поступлений. Это ударит не только по компаниям, но и по людям: около 100 тысяч работников окажутся под угрозой увольнения, а многие ввезенные автомобили останутся без ремонта из-за дефицита запчастей.
Важно понимать, что автомобильная отрасль — это не только заводы и производители комплектующих. Это еще и дилерская сеть, которая обеспечивает связь между производителем и покупателем. Без грамотного регулирования и поддержки рынка отрасль продолжит терять позиции, что в конечном итоге больно ударит по экономике страны.