Скибиди, делулу, традвайф и бролигархия: что новые слова поколения Альфа говорят о положении дел в мире?

Сленговые мем-термины официально признаны лингвистами
«Какое отношение они имеют к людям старше 30 лет, кроме того, что они служат еще одним доказательством того, что наше культурное влияние сошло на нет? Я уже не могу понять, что к чему, не говоря уже о том, что сейчас в тренде. Скибиди? Я даже не узнала эти три слога, которые уже настолько укоренились, что вошли в последнюю версию английского языка», — пишет Хелен Коффи из Independent.
«Интернет-культура меняет язык»
Но если копнуть глубже, то новый словарь, отражающий дух времени, который получил официальное одобрение, дает более тревожное представление о том, в каком состоянии сейчас находится мир, и о проблемах, с которыми сталкивается молодежь, считает она. Во-первых, руководитель лексической программы Кембриджского словаря Колин Макинтош четко дал понять, что «мы добавляем слова только в том случае, если считаем, что они приживутся», добавив, что «интернет-культура меняет язык». В этом и заключается суть: TikTok и YouTube теперь настолько популярны, что вокруг них развивается сам лексикон.
Что значат эти слова?
Скибиди, для непосвященных — отсылка к нашумевшему YouTube-сериалу Skibidi Toilet, веб-сериалу, в котором унитазы с поющими человеческими лицами, вылезающими из них, воюют с гуманоидной расой персонажей с электронными устройствами вместо голов. С момента выхода в 2023 году сериал стал вирусным и породил тысячи мемов в социальных сетях.

Он стал настолько популярен среди поколения Альфа, что к июлю прошлого года хэштег #skibiditoilet набрал 23 миллиарда просмотров в TikTok, а слово «скибиди» вошло в обиход. Даже если вы до сих пор избегали всего этого, долго так продолжаться не может — в разработке находится фильм, по слухам, режиссером которого станет создатель «Трансформеров» Майкл Бэй.
Само слово не так-то просто объяснить. В Кембриджском словаре указано, что оно «может иметь разные значения, например "крутой" или "плохой", а может использоваться без какого-либо реального значения в качестве шутки». Пример использования: «Что ты за скибиди ты делаешь?». В сочетании со сленговым термином «ризз» (rizz), который является сокращением от «харизма», оно может означать, что кто-то «действительно хорош во флирте».
«Skibidi Toilet» является частью массива короткометражного контента, который стал синонимом брейнрота (brain rot), или «гниения мозгов». Термин (названный Оксфордским словарем словом года в 2024 году) описывает идею о том, что чрезмерное потребление низкокачественного, повторяющегося онлайн-контента делает нас глупее. Это особенно характерно для коротких видеороликов, рассчитанных на непродолжительное внимание, с едва различимым сюжетом или языком — контентом, который, по сути, бессмысленен.
«Возможно, это отрезвляющее напоминание о поколении, которое оглядывается вокруг и не видит ничего, что можно было бы осмыслить в условиях надвигающейся угрозы войны, изменения климата и искусственного интеллекта, когда цифровой мир все больше вытесняет реальное взаимодействие и отношения», — отмечает Коффи.

Еще есть «делулу» — сокращение от «бредовый». Например, «она совсем делулу». Появилось благодаря фанатам K-pop, которые использовали это слово в Twitter и TikTok. Его значение расширилось и теперь включает элемент намеренности. Означает «верить в то, что не является реальным или правдивым, обычно потому, что вы сами так решили». Например, сохранять оптимизм перед лицом огромных трудностей.
Само по себе слово «делулу» может показаться не таким уж тревожным. И все же его появление в разговорной речи совпало с представлением о «мире постправды», в котором теории заговора и «фейковые новости» распространяются по интернету со скоростью лесного пожара, а известные факты больше не могут противостоять недоказанным убеждениям.
Подтекст, стоящий за словом «tradwife» более очевиден. Это сокращение от «традиционная жена», но в Кембриджском словаре особо подчеркивается, что это не просто традиционные домохозяйки. Скорее, это субкультура социально консервативных женщин, которые активно пользуются интернетом и часто связаны с регрессивными, антифеминистскими взглядами на гендерные роли и подчиненное положение женщин.
Эта идеология снова стала популярной среди молодежи и распространилась благодаря TikTok. Согласно новому определению, это слово относится к «замужней женщине, особенно той, которая ведет блог в социальных сетях, сидит дома, готовит, убирает и т. д., а также заботится о детях».
И наконец, «бролигархия» — термин, обозначающий «небольшую группу мужчин, особенно тех, кто владеет технологическим бизнесом или участвует в нем, чрезвычайно богатых и влиятельных, обладающих политическим влиянием или стремящихся к нему». Это доминирующие сейчас в мире люди — такие как Илон Маск и Марк Цукерберг — те, «чьи зачастую токсичные платформы, по иронии судьбы, помогли зародиться, распространиться и закрепиться тем самым концепциям, которые выражаются в этом новом языке».
«Жизнь становится все более бессмысленной и регрессивной»
Dazed, изучив новые слова, попавшие в Кембриджский словарь в 2025-м, пишет, что «жизнь становится все более бессмысленной и регрессивной». Издание также обратило внимание на отмеченный лингвистами новое определение «контент для перекуса» (snackable) content — выражение «для описания нашего стремительно сокращающегося внимания».
«В этом году в Кембриджский словарь английского языка были добавлены бессмысленное слово, гендерно-регрессивный ярлык и аббревиатура для обозначения бредового мышления. Все это красноречиво говорит о современной культуре, ориентированной на социальные сети», — отмечает Times.
«Всё это — отражение нашей человечности»
То, что эти слова перекочевали из социальных сетей в повседневную речь и что их значение часто интуитивно понятно даже до того, как они попадают в словарь, свидетельствует о том, что язык является «индикатором более широких культурных изменений», считает Адам Алексич, лингвист, который публикует посты под ником «Eytmology Nerd» в социальных сетях и является автором книги «Алгоспик: как социальные сети меняют будущее языка». «В основе скибиди, традвайф и делулу я вижу естественные человеческие склонности к юмору, консерватизму или бредовым идеям, — добавил он. — Все это — отражение нашей человечности».
Как пополняется лексикон поколения Альфа
С 2023 года Алексич анализирует сленг поколения Z в социальных сетях. В коротких видео видео он использует свои знания в области лингвистики, полученные в Гарварде, чтобы объяснить распространение таких терминов, как «lowkey» и «gyat». (Если вам интересно, последнее слово является синонимом слова «задница».) В процессе он стал авторитетом для журналистов и всех, кому за 30 и кто хочет понять, почему бессмысленное название сериала на YouTube «Скибиди-туалет» прочно вошло в лексикон поколения Альфа.
Возьмем, к примеру, слово «rizz», которое означает что-то вроде «харизмы». По словам Алексича, это слово популяризировал стример Twitch Кай Сенат, чьи юные поклонники подхватили термин. То же самое произошло с обширной онлайн-экосистемой людей, которые высмеивают каждое движение Сената. Вскоре алгоритм рекомендаций TikTok отметил это слово как популярную тему, которую можно выделить, чтобы привлечь внимание зрителей. У инфлюенсеров, в том числе у Алексича, которые хотели, чтобы их посты увидели как можно больше людей, появился стимул присоединиться.

Этот процесс способствует внедрению модных словечек в более широких кругах — мощный алгоритм TikTok эффективно распространяет информацию. «Чем больше я изучал этот вопрос, тем больше понимал, что алгоритмы действительно влияют на все аспекты изменения современного языка», — сказал Алексич.
Сегодня процесс создания слов ускорился настолько, что некоторые из них едва ли имеют смысл. Это особенно заметно в главе его книги под названием «Выпендриваешься ради риззлера» (Sticking Out Your Gyat for the Rizzler) — хаотичном нагромождении сленга, который забавляет учеников средней школы именно потому, что взрослым он непонятен. Слова и фразы не обязательно должны быть понятными, чтобы стать вирусными, — они просто должны быть достаточно забавными, чтобы привлечь наше внимание.
Алексич утверждает, что «алгоспик» (использование альтернативных слов или фраз для обхода алгоритмов модерации контента на платформах социальных сетей) — это уже не просто замена слова «секс» на «сеггс». Это настоящая лингвистическая экосистема, в которой слова за считанные дни перемещаются из маргинальной среды в мейнстрим, а иногда так же быстро исчезают. Когда инфлюенсеры меняют свой словарный запас и речевые модели для максимальной заметности, эти модели закрепляются в их аудитории. Хорошо это или плохо и как много слов из онлайн-сленга останется в языке, покажет время.