История брейнрота от «олбанского языка» до Бомбардиро Крокодило: как мемы годами разрушают наш мозг

Тренд соцсетей последних месяцев — вирусный «итальянский брейнрот». Это абсурдные мемные видео с комичными существами, сгенерированными нейросетями. Им дают рифмующиеся имена, а видео сопровождаются странным текстом на итальянском. Но что скрывается за невинными мемами, которые так полюбили дети?
Иван Ефимов
Иван Ефимов
Автор Men Today
История брейнрота от «олбанского языка» до Бомбардиро Крокодило: как мемы годами разрушают наш мозг
Соцсети
Содержание

В «итальянском брейнроте» собрались все герои поколения Z и Альфа: аллигатор-бомбардировщик Бомбардиро Крокодило, гусь-самолет Бомбини Гусини, акула в кроссовках Nike Тралалеро Тралала, деревяшка с битой Тунг Тунг Сахур и многие другие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Старшие поколения смотрят на брейнрот-мемы с недоумением и рассуждают о деградации молодежи. Но так ли это на самом деле — мы разобрались с психологом и старшим преподавателем НИУ ВШЭ Ольгой Чекунковой.

Как появился брейнрот: история абсурдных мемов в интернете

В 2024 году издательство Оксфордского университета объявило «brain rot» («гниение мозга») словом года. Термин описывает снижение умственных способностей из-за слишком долгого потребения «мусорного» контента в соцсетях.

Исследования подтверждают, что часы, проведенные за просмотром мемов, могут вызвать головную боль и напряжение в глазах. А в перспективе — ухудшение памяти, внимательности и умственных способностей.

«Мозг начинает работать в режиме поиска постоянного удовольствия. Исследования подтверждают, что новым поколениям, привыкшим к высокому дофамину, сложно концентрироваться и получать долгосрочное удовольствие».
Ольга чекункова
Ольга чекункова Психолог, старший преподаватель НИУ ВШЭ

Термин «брейнрот» стал популярен в 2023-м — в онлайн-культуре поколения Z и Альфа. Но существовал и раньше: уже в 2007-м термином клеймили шоу знакомств и видеоигры, считавшиеся источником деградации молодежи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2010-х «brain rot» стали использовать применительно к интернету и соцсетям, а в 2020-х термин превратился в мем. Его использует как молодежь, иронизируя над своей зависимостью от соцсетей (психологи считают это самозащитой), так и взрослые, говорящие, что молодежь глупеет из-за интернета и скоро разучится читать.

«Коллеги рассказывают, что молодым сложно читать и понимать задания. Они не дочитывают его и выполняют неправильно. Им сложно замедлиться и посвятить время и внимание какой-то задаче».
Ольга чекункова
Ольга чекункова Психолог, старший преподаватель НИУ ВШЭ

Ранний брейнрот: конец 90-х — 2000-е

«Брейнрот мемы» — следствие общего тренда: это намеренно абсурдный и лишенный логики контент, который затягивает пользователя, особенно молодого. При этом чем дольше смотришь такие мемы, тем сильнее ощущение, что мозг «гниет» от их бессмысленности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, брейнрот-мемы появились не сейчас — они существуют давно. Но раньше этот термин не использовался, поэтому крокодилы-бомбардировшики кажутся новым трендом. Хотя интернет-культура прошлого пронизана брейнротом, что роднит поколения Z и Альфа с миллениалами и даже поколением X.

Первым мемом в истории человечества считается забавная картинка из 1921-го «How You Look». Она появилась в сатирическом журнале The Judge Университета Айовы, а копия спустя почти век завирусилась в соцсетях. Шутки оставляли и древние люди в наскальных рисунках, но эта картинка максимально похожа на то, что считается мемом в интернет-культуре.

Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С изобретением доступного интернета юмор трансформировался: глобальная сеть стала островом свободы, где можно шутить намного жестче, чем на ТВ. Почти сразу в интернете появились мемы и вирусные видео. В 1997-м хитом стала 3D-модель младенца, танцующая ча-ча. А в 1999-м танцы хомяков под ускоренный сэмпл из диснеевского «Робин Гуда».

При создании «Hamster Dance» использовался девятисекундный зацикленный сэмпл песни Роджера Миллера «Whistle Stop». Она была написанна для вступительных титров полнометражного анимационного фильма Disney 1973 года «Робин Гуд». Ремикс стал не только мемом, но и полноценным хитом, попав в топ-чарты США, Канады и Австралии.

Как и в глобальной сети, юмор раннего Рунета был максимально абсурдным. Если видео с танцующими хомяками трудно оклеймить брейнротом, несмотря на его примитивность, то «олбанский язык», на котором говорили российские миллениалы, — запросто.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас взрослые не понимают, зачем поколения Z и Альфа выдумывают новые слова и коверкают старые. Совсем как в нулевые, когда молодежь внезапно заговорила на «жаргоне подонков» или «олбанском языке». В нем слова умышленно уродовали так, будто их пишет малограмотный школьник: «ржунимагу», «пацталом», «многабукаф», «стопицот».

Тогда же родился культовый мем «Превед медвед!» — бессмысленный брейнрот миллениалов, который трудно объяснить взрослым.

Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если поколение Альфа влюбилось в крокодила-бомбардировщика, то герой миллениалов — Онотоле (Анатолий Вассерман). В нулевые знаток «Своей Игры» стал главным мемом Рунета, вокруг которого выросло движение «упячки».

Его последователи флудили на популярных интернет-ресурсах, оставляя картинки с пляшущим человечком и безумным текстом (да, тогда не было нейросетей, поэтому все так просто).

Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В языке упячки умышленно уродовали слова, добавляя везде окончание «е»: вместо «атака» — «отаке», вместо «животное» — «животне». Так и Анатолий Вассерман превратился в Онотоле.

У упячки была своя мифология и пантеон героев — как в современном брейнроте. Только вместо Балерины Капучино — Леониде (царь Леонид I из фильма «300 спартанцев»), Чаке (Чак Норрис) и даже Путин и Медведев, получившие абсурдные клички Краба и Шмеля.

Царь Леонид стал героем упячки не просто так — тогда он был мировым мемом. В сети вирусился «Спартанский ремикс» — мэш-ап, основанный на сцене из фильма «300 спартанцев». Пользователи Рунета массово создавали свои версии — вставляя лица Леонидаса и Онотоле в ролики.

Нажми и смотри

После этого брейнрот-мемы как в глобальной сети, так и в Рунете появлялись чаще, становясь все абсурднее. В 2009-м мир покорил «Надоедливый апельсин» («Annoying Orange») — серия абсурдных скетчей про говорящие фрукты. А в России в 2010-м во Вконтакте завирусилась песня «Кроты-Хомяки», которую многие миллениалы до сих пор знают наизусть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В песне неизвестный автор рассказывает абсурдную историю войны кротов и хомяков. Для большей комичности коверкает голос и издает забавные звуки между строчками. Хотя абсурда хватает и в тексте:

«Вот крот, вот хомяк
Хрум-хрум, шмяк-шмяк-шмяк
Толпы, сборища кротов
Идут на базу хомяков».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Брейнрот 2010-х: «Harlem Shake» и мемы про Шрека

В начале 2010-х абсурдный интернет-юмор вырвался в реальную жинзь — через вирусные флешмобы. В 2013-м мир покорил «Harlem Shake»: люди снимали видео, в которых кривлялись под музыку, делая все, чтобы выглядеть странно. Спустя годы это кажется чистейшим брейнротом: и зачем все это делали?

Нажми и смотри

Культура мемов становилась все более абсурдной, а с 2015-го в интернете доминировали «dank memes». Это норочито глупые и абсурдные мемы с ироничным подтекстом, которые оппонировали стандартному интернет-юмору. Часто героями таких мемов становились персонажи мультфильмов — от Шрека до Майка Вазовски из «Корпорации монстров».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В мемах новой волны пользователи делали акцент на визуальную нелепость, применяли к фото эффекты, уродовали героев массовой культуры и добавляли глупые подписи. Важным поджанром стали «deep fried memes» («пережаренные мемы»), где изображение пропускали через десятки фильтров, делая комично зернистыми, размытыми и желтоватыми.

«О, ты любишь спорт? Назови каждого спортсмена».
«О, ты любишь спорт? Назови каждого спортсмена».
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2016-м пользователь Urban Dictionary так описал концепцию «deep fried memes»: «Когда высококачественный мем многократно копируется и пропускается через фильтр, он становится желтоватым, низкого качества и выглядит так, будто его обжарили во фритюре».

Самый популярный пример Рунета — нецензурный мем про «е****го шакала». Он родился из вирусного телефонного пранка, где прозвучало это необычное оскорбление. Но пользователи превратили в мем шакала из советского мультика «Маугли» — в стиле «deep fried memes» ухудшая его качество. Со временем фотографии низкого качества в шутку измеряли в «шакалах».

Уже тогда мемы критиковали за бессмысленность, а соцсети обвиняли в отуплении молодежи. Россияне смотрели мемы преимущественно во Вконтакте и иронизировали, что заходят в интернет деградировать, а не потреблять серьезный контет. Совсем как поколения Z и Альфа, которые используют термин «брейнрот» для подсмеивания над собой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хотя уже в 2010-х системный запойный просмотр мемов связывали с изменениями в работе мозга — в том числе, лишающие человека творческих навыков.

«В прошлом году был семинар бразильского психоаналитика, который много работает с подростками, — рассказала Ольга Чекункова. — Он рассказывал, что когда раньше подростки читали, у них развивалось воображение. Вспомните себя в детстве или подростковом возрасте: читаешь книгу и представляешь, как герои выглядят.

Когда смотришь фильм, можно испытать разочарование, потому что в твоем воображении все было по-другому. Воображение развивало наш внутренний мир, способность играть со своими фантазиями, опираться на внутренние ресурсы. Потому что внутренний мир в том числе развивается за счет способности получать удовольствие от процесса мышления».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Брейнрот нашей эры: от «Скибиди-туалета» до Бомбардиро Крокодило

К 2020-м на мемы повлияло развитие соцсетей с короткими видео: кроме TikTok, формат интегрировали и другие платформы. Поэтому наступила эра видео-мемов, которые становились все абсурднее по мере развития искусственного интеллекта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первым звоночкем стал вирусный сериал Skibidi Toilet, ставший хитом в 2023-м. Это классический пример брейнрота, в котором сочетаются бессмысленный сюжет, психоделическая эстетика и абсурдный юмор.

Все началось с короткого ролика на YouTube, созданного российским аниматором Алексеем Герасимовым. Он создал короткометражку, в которой из грязного унитаза выглядывает мужская голова и поет песню. Этот гротескный образ был навеян повторяющимся кошмаром, который когда-то преследовал Герасимова.

Первое видео набрало более 164 миллионов просмотров. После такого успеха Герасимов продолжил использовать туалетные головы, запустив целый сериал. Так родилась целая вселенная с войной между туалетами Skibidi и армией механических людей с динамиками, экранами и камерами вместо голов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ютуб-канал "DaFuq!?Boom!"

То, что в 2023 году начиналось как несколько слабо связанных между собой роликов, с тех пор превратилось в культ среди детей. Даже зумеры не всегда понимали юмор скибиди туалетов, покоривший поколение Альфа.

С развитием нейросетей делать брейнрот-мемы стало проще, чем когда-либо. Так родился «итальянский брейнрот» — пользователи создают абсурдных существо, скрещивая людей и животных с неодушевленными предметами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Итальянские брейнрот — лишь очередная ступень развития культуры мемов. Она характеризуется использованием нейросетей, что дает возможность любому сделать максимально абсурдный контент и загрузить его в сеть. Если раньше рядовому человеку было лень что-то придумывать, обрабатывать фото, то сейчас — достаточно правильного запроса, и нейросеть создаст для тебя смешное видео или картинку.

Брейнрот и мозг: насколько мемы опасны?

Поколение Альфа, родившееся в начале 2010-х годов, — первые, кто вырос в эпоху цифровых технологий. Для них характерна полная интеграция технологий в повседневную жизнь. С раннего возраста они имеют доступ к смартфонам, планшетам и интернету, из-за чего очень рано сталкиваются с «брейнротом».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новые поколения пропускают через себя огромные потоки информации, часами пропадая в соцсетях. Этим пользуются платформы: максимально упрощают и укорачивают контент, заманивая пользователя в длительные сессии серфинга. Поэтому специалисты признают: одержимость просмотром мемов в соцсетях уже считается зависимостью.

«Как и любая зависимость, она выстраивает определенные нейронные связи. Выпил бокал вина или выкурил сигарету — получил удовольствие. То же самое здесь — смотришь ролик и получаешь удовольствие».
Ольга чекункова
Ольга чекункова Психолог, старший преподаватель НИУ ВШЭ

Короткие и бесконечно генерируемые видео приводят к ментальному перенасыщению. Многие люди жалуются, что спустя несколько часов прокручивания рилсов или шортсов чувствуют сильную усталость. Исследования показывают, что жизнь в таком режиме может снизить способности мозга, привести к ранним синдромам СДВГ и даже психическим расстройствам.

Когда человек сталкивается с брейнротом в детстве, он может не развить важнейшие навыки. Именно поэтому новые поколения зумеров и Альфа с трудом привыкают к взрослой жизни, считает Ольга Чекункова:

«Проблема взрослой жизни в усилиях, которые нужно потратить, чтобы получить результат. Например, на работе. Чтобы реализовать проект, нужно распланировать, что ты будешь делать, какие усилия предпринимать и когда. То есть это некое долгосрочное планирование. И если есть привычка к мгновенному получению удовольствия, то сложно играть вдолгую.

Особенность мышления современных поколений в том, что из-за привычки к быстрому удовольствию и клиповому мышлению им сложно выдерживать фрустрацию профессиональной и вообще взрослой жизни».