Российская экономика вроде бы еще держится, но цифры становятся все красноречивее: россияне начали тратить меньше. Росстат и Минэкономики опубликовали оценки потребления за первую половину года, согласно которым спрос домохозяйств в стране охлаждается. На это есть несколько причин. Во-первых, потребитель насытился — особенно в сегменте непродовольственных товаров. Новые диваны, смартфоны и машины покупали активно последние два года, а теперь у многих просто нет ни желания, ни необходимости обновлять. Во-вторых, кредиты стали практически недоступными. Аналитики считают, что во второй половине года россияне будут подходить к расходам осторожнее, а динамика спроса может ухудшиться еще сильнее.
Премий больше не будет: почему компании решили оставить россиян без денег

Потребительский спрос охлаждается
По данным Минэкономики, в реальном выражении (с учетом инфляции) потребительский спрос в январе—июне увеличился на 2,4%, однако темпы роста в течение этого периода постепенно замедлялись: 2,1% во втором квартале, 2,2% в мае и лишь 1,7% в июне. «Сбериндекс» фиксирует и вовсе сокращение показателя в последнюю неделю июля—первую неделю августа.

Главным драйвером роста в этом году стало продовольствие. По оценке Альфа-банка, почти 40% прироста номинального объема потребления обеспечила именно еда. Но во многом это объясняется банальной инфляцией. Россияне стали покупать чуть больше продуктов, но и тратят они при этом куда больше денег. Тем более реальные продажи увеличились лишь на 2,5%, что втрое меньше прошлогодних темпов.
А вот непродовольственный сегмент, напротив, откатился к минимуму с 2021 года — его вклад сократился до 24%. Это тревожный знак, поскольку именно товары длительного пользования всегда отражали уверенность людей в будущем. Когда человек берет ипотеку или покупает новую машину, это значит, что он верит в завтрашний день. Сейчас же у населения преобладают сомнения и страх «не потянуть».
Компании начали урезать премии
Охлаждение потребительского спроса уже отразилось на рынке труда. И первым под нож попали бонусы. Компании «подстраиваются» под новую реальность за счет оптимизации премий и перевода сотрудников на неполную рабочую неделю, говорится в резюме обсуждения ключевой ставки ЦБ. «Компании также сообщают о более сдержанных планах по увеличению зарплат в 2025 году по сравнению с предыдущими двумя годами», — отмечает регулятор.
По данным hh.ru, каждый пятый работник в мае уже столкнулся с уменьшением материального поощрения, а почти у каждого десятого премии исчезли вовсе. И это только начало. Эксперты прогнозируют: сокращения затронут практически все сферы экономики.

Вместе с этим меняются и правила получения бонусов. В сентябре, например, в силу вступит норма, по которой размер штрафа по премии за дисциплинарный проступок не должен превышать 20% от месячного оклада, отметила юрист Валентина Митрофанова. К тому же если раньше премия могла зависеть от доброй воли начальника, то теперь компании вводят четкие критерии для поощрения, и «непрозрачные» выплаты постепенно уходят в прошлое, рассказала директор департамента консультирования по управлению персоналом группы компаний Б1 Дарина Соколова.
Эксперт также выделила невыполнение ключевых показателей эффективности как одну из причин снижения или полной отмены премий. По ее словам, если сорваны планы по прибыли, не достигнуты KPI или, например, зафиксирован несчастный случай, выплаты могут урезать всем без исключения — от топ-менеджера до рядового сотрудника. В то же время в SuperJob отметили, что в системе распределения премий и бонусов работодатели уже давно ушли от практики «поднимать или опускать планку» одинаково для всех. Теперь размер вознаграждения пересматривается адресно, исходя из вклада конкретного сотрудника.

Кто останется без премий в 2025 году
В 2025-м круг работников, которые останутся без бонусов, будет только увеличиваться. По данным hh.ru, сейчас о снижении премий чаще всего сообщают топ-менеджеры (27%), а также специалисты из сферы финансов и бухгалтерии, розничной торговли и административный персонал (по 26%).
Управляющий партнер HR-консалтинговой компании Kontakt InterSearch Марина Тарнопольская отмечает, что премии для топ-менеджеров не просто урезаются, а трансформируются: вместо привычных выплат компании вводят гибкие KPI, откладывают бонусы «на потом» или заменяют часть вознаграждения нематериальными льготами.
Сокращение премиальных для руководства наблюдается и в крупных компаниях с государственным участием. Среди линейных специалистов первыми под удар попадали сотрудники с массовыми и поддерживающими функциями. По словам гендиректора ProfiStaff Ирины Никулиной, эта практика будет только масштабироваться «как инструмент точечной настройки затрат в период охлаждения спроса».

Согласен с таким прогнозом и основатель кадровой компании «Эксцельсиор» Олег Клепиковский. По его словам, тренд постепенно охватить практически все отрасли. Если первые серьезные сокращения пришлись на ретейл, где уже урезали зарплаты и бонусы всем сотрудникам, то следующими на очереди будут производители продукции, предполагает Клепиковский.
Отказ от щедрых бонусов — не временная мера, а новая реальность. Для граждан это означает потерю привычной финансовой подушки, а для бизнеса — снижение мотивации персонала и риск столкнуться с ростом текучки. Что касается экономики в целом, то это грозит еще большим сжатием потребительского спроса. Поскольку чем меньше средств в карманах у россиян, тем меньше денег они тратят. Получается такой замкнутый круг, разорвать который пока не представляется возможным.