Никаких больше иномарок: чем обернется для россиян локализация такси

Вчера Госдума приняла закон об ужесточении требований к машинам, используемых в сфере перевозок.
Ангелина Викторова
Ангелина Викторова
Никаких больше иномарок: чем обернется для россиян локализация такси
Freepik
Аналитики рассказали, чем грозят новые правила для отрасли и что будет с ценами.
Содержание

В чем суть закона

Депутаты Госдумы на очередном пленарном заседании приняли во втором и третьем чтениях закон, ужесточающий требования к уровню локализации автомобилей, используемых в такси. Документ вступит в силу 1 марта 2026 года. Однако для ряда регионов предусмотрены отсрочки: в Калининградской области и Сибирском федеральном округе новые правила начнут действовать с 1 марта 2028 года, а на территории Дальневосточного федерального округа — только с 1 марта 2030 года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Законопроект родился не вчера: впервые его вынесли на обсуждение еще в прошлом году. Авторство принадлежит Андрею Кутепову, который возглавляет комитет Совета Федерации по экономической политике, и Владимиру Гутеневу, председателю комитета Госдумы по промышленности и торговле. Законотворцы выступили со следующей инициативой: в такси должны использоваться исключительно автомобили, произведенные в России, с высоким уровнем локализации — не менее 3 200 баллов. Позже требования слегка смягчили, добавив в список допустимых машин те, что произведены в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК), заключенных с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года.

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

СПИК — инструмент не новый, он работает в России с 2015 года (в нынешнем виде — с конца 2020-го) и позволяет инвесторам получать серьезные льготы, если те берутся за внедрение новых технологий. Так, за указанный в законопроекте период (с 2022 по 2025 годы) были заключены соглашения с компаниями «Москвич» и «Моторинвест». После 1 марта 2025 года все СПИКи необходимо согласовывать с правительством, а с 1 января 2033 года единственным критерием для допуска в реестр такси останется количество набранных баллов за локализацию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сам законопроект о локализации был принят в первом чтении еще в январе 2024 года, но тогда он вызвал шквал критики от бизнес-сообщества и экспертов. В результате были предложены поправки, включая отмену системы баллов, но комитет Госдумы их все отклонил. Решение о принятии закона сразу во втором и третьем чтениях стало для отрасли полной неожиданностью. Таксисты недоумевают: зачем вводить такие строгие правила для коммерческой отрасли, которая не имеет ничего общего с госзакупками? По их словам, это «юридически некорректно».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Freepik

Во сколько отрасли обойдутся изменения

Аналитический центр при правительстве (АЦ) еще до принятия закона представил тревожные данные: выполнение новых требований обернется для водителей такси серьезными финансовыми потерями. Совокупные выпадающие доходы отрасли оцениваются в невероятные 289 миллиардов рублей. Особенно остро это ударит по тем, кто работает в режиме частичной занятости на личных автомобилях, предупредили аналитики. Для таких водителей затраты на замену машины могут достигать 470,9 тысячи рублей, а срок окупаемости вложений будет катастрофически долгим — 16 лет, если не учитывать возможное повышение тарифов. Однако после пленарного заседания, 13 мая, частники смогли немного выдохнуть — им разрешили использовать свой транспорт, пока он не выработает ресурс.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash

Еще одна проблема — стремительный рост цен на автомобили, соответствующие новым требованиям. По данным исследования АЦ, новые машины сейчас стоят в среднем в 2,1 раза дороже подержанных: 1,73 миллиона рублей против 840 тысяч. Более того, цены на отечественные модели опережают рынок. С 2023 по 2025 годы, по данным Росстата, индекс стоимости легковых автомобилей российского производства подскочил на 25,7%. Для сравнения, подержанные иномарки подорожали на 18,4%, а новые иномарки, поступающие в такси, — максимум на 7%.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На сегодняшний день новым требованиям отвечают всего четыре машины LADA (Granta, Vesta, Iskra, Aura), «Москвич-3» и «Москвич-6», кроссоверы XCITE X-Cross 7 и X-Cross 8, а также электромобили Evolute i-PRO и i-JOY.

Рубль скоро ослабнет? Что будет с курсом валют после праздников

Утильсбор снова ударит по ценам: сколько будут стоить иномарки после 1 мая?

Скрытые поломки и потеря денег: как не нарваться на мошенников, продающих автомобили из-за рубежа

Что будет с ценами

По оценке АЦ, более половины водителей — до 507 тысяч человек — могут покинуть отрасль. Как рассказала председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова, дефицит сотрудников ощущается и сейчас, а новые правила только усугубят ситуацию. Как итог, тарифы неизбежно вырастут. Уже сегодня пассажиры жалуются на высокие цены, а с весны 2026 года подорожание накроет рынок с головой. Зарипова добавила, что в регионах рост цен будет относительно равномерным, тогда как в Москве скачок окажется наиболее ощутимым, поскольку столичные таксопарки обновляются гораздо чаще.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash

Зарипова также выразила опасения по поводу развития отрасли. Устаревшие автопарки и отток водителей в доставку, где подобных требований нет, лишь усилят кадровый кризис. Это приведет не только к росту цен, но и к увеличению времени ожидания такси. Пяти минут на подачу машины больше не будет. Это, в свою очередь, скажется на мобильности населения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зампредседатель межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрей Попков озвучил еще более тревожные перспективы. Он считает, что новые правила вынудят использовать «автомобили прошлого века».

Соцсети

«Ни по надежности, ни по комфорту, ни по безопасности [автомобили, подходящие под новые требования] не тянут на 2025 год. Я удивляюсь, почему еще молчат пассажиры. К сожалению, выбор [автомобилей такси] невелик. Нужно задумываться о том, чтобы сделать автомобиль для такси — нормальный, большой, надежный и безопасный для водителей и пассажиров», заявил он.

Так или иначе, принятый закон приведет не только к росту цен и ухудшению качества услуг, но и к серьезным последствиям для отрасли, государства и населения. Часть перевозчиков уйдет в тень, что сократит налоговые поступления, а многие и вовсе сменят вид деятельности. Разумеется, поддержка отечественного автопрома важна, но она не должна ставить под угрозу доступность и качество услуг для граждан.