Как продвигать и монетизировать свой блог в условиях блокировки социальных сетей: опыт фитнес-блогеров

В марте 2022 года несколько популярных социальных сетей попали в тотальный блок для любой монетизации. Блогерам пришлось выживать в новой реальности и форматах.
Как продвигать и монетизировать свой блог в условиях блокировки социальных сетей: опыт фитнес-блогеров
Невозможность запустить таргетированную рекламу, потеря рекламодателей, снижение охватов и доходов — фитнес-блогеры первый раз столкнулись с такими проблемами.
Содержание статьи

Жизнь после блокировки социальных сетей

Процесс размещение постов и сториз для некоммерческих целей не сильно изменился, но вот алгоритмы привлечения новых подписчиков пришлось менять. На смену таргетированной рекламе пришел старый и проверенный способ — реклама блога и инфопродуктов у других блогеров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Часть европейских брендов спортивной одежды и спортивного питания покинула рынок и разорвала партнерские отношения c российскими фитнес-инфлюенсерами. На их место пришли новые отечественные бренды, которые охотно заняли освободившуюся нишу и стали заказывать рекламу своей продукции у фитнес-блогеров, делать коллаборации и выпускать совместные коллекции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сильно ударила по кошельку не только блокировка соцсетей, но и введенные санкции. Русскоязычная аудитория, проживающая в Европе и Америке, потеряла возможность оплачивать курсы, вебинары и марафоны фитнес-блогеров. Люди привыкли совершать покупки, нажав пару кнопок в своем смартфоне. В новых реалиях это стало невозможным — платежные системы и банки перестали проводить транзакции. Не многие захотели тратить время на поиск альтернативных способов оплаты. Да и не все фолловеры, проживающие за границей, были готовы переходить в другие соцсети вслед за любимыми блогерами.

Как изменился рынок фитнес-блогинга?

Чтобы подробнее разобраться, как обстоят дела у фитнес-блогеров с продажей инфопродуктов в условиях новой реальности, мы поговорили с маркетологом, продюсером онлайн-курсов Ольгой Басовой и топ-продюсером онлайн-школ, и автором курсов по продюсированию и автоворонкам, спикером конференций в нише продюсирования и блогинга Виталием Антоновым.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ольга Басова, маркетолог, продюсер онлайн-курсов: «Если опираться на общую статистику GetCourse (лидирующая платформа для онлайн-обучения в русскоязычном сегменте), то по сравнению с 2021 годом продажи просели практически во всех нишах». Однако в сегменте фитнеса и питания к осени 2022 наметилась положительная динамика, но:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • к концу сентября, из-за новости о мобилизации, продажи снова упали;
  • общие показатели продаж все равно ниже, чем были в этот же период 2021 года.

Новые площадки

После блокировки популярных соцсетей фитнес-блогеры отправились покорять новые площадки: «ВКонтакте», Telegram, Rutube, Yappy, Яндекс.Дзен. Началось «великое переселение» блогеров и их подписчиков. Собрать на новых площадках то же количество аудитории и быстро адаптировать контент под новый формат оказалось не так легко. Поэтому часть блогеров не спешила полностью уходить с привычной платформы.

Самой популярной платформой среди фитнес-блогеров стала «ВКонтакте». В этой соцсети зарегистрировано много пользователей, есть лента новостей, истории, хэштеги и геотеги, есть возможность создавать видео-контент. Многие надеялись, что «ВКонтакте» сможет полностью заменить заблокированную соцсеть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Маркетолог Ольга Басова отмечает, что это был временный скачок — большинство пользователей так и не освоили новую платформу: у тех, кто привык продавать в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), так и не вышло получить какие-то значительные результаты во «ВКонтакте». Из тех, кто перешел на новую площадку весной, достигнуть успеха получилось лишь у единиц.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не изучив особенности площадки и паттерны аудитории этой соцсети, блогеры безуспешно пытались продавать свои продукты:

  • тем, кто только недавно очутился во «ВКонтакте», а не главному «костяку» этой социальной сети;
  • стали делать это привычными способами, но не учли, что во «ВКонтакте» такая схема не работает.

Что важно учитывать сегодня?

Увеличились повторные продажи

Осенью 2022 года на 7% увеличилась доля повторных продаж по сравнению с тем же периодом 2021 года и всего на 1% снизилась доля первых продаж (данные взяты из закрытой статистики GetCourse).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Средний чек продуктов растет

Авторы курсов выбрали путь «продать меньше мест, но дороже». Многие эксперты переработали свою продуктовую линейку, добавили в нее ознакомительные продукты, кто-то «раздробил» большой дорогой продукт на маленькие части по доступной стоимости. Из-за снижения доходов населения дорогие покупки стали уже не по карману, поэтому многие блогеры и эксперты начали предлагать недорогие продукты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Молодым проектам стало расти сложнее

Отечественные соцсети устроили не всех, поэтому большая часть блогеров вернулась на привычную площадку. Но им пришлось столкнуться с серьезными проблемами: теперь там доступен только один бесплатный метод продвижения через органику — REELS. Но не все еще научились с ним работать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По словам Ольги Басовой, многие научились делать контент, который приводит подписчиков и дает охваты и просмотры, но не все научились привлекать именно нужных людей, тех, кто купит их продукт. Поэтому не всем молодым проектам, которые находились на стадии запуска на момент блокировки, удалось вырасти за прошедшие 9 месяцев.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После блокировки Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) почти все проекты в нише фитнеса и питания очень сильно просели, отмечает Виталий Антонов. Раньше схема продаж курсов в этой нише строилась на проведении марафонов перед запуском курса. С таргета привлекали людей на 5-7-дневный марафон и через марафон продавали основной курс построения тела мечты.

Продюсер отметил две тенденции, которые возникли после отключения таргета:

  • стало сложнее набирать людей на марафоны;
  • потерялся большой пласт людей, которые просто перестали пользоваться запрещенными социальными сетями. При этом они не перетекли в другие соцсети, а просто выпали из игры. Большая часть потенциальной аудитории темы «фитнеса и похудения» была взрослой: в паттернах этого сегмента преобладают эмоциональные, а не практичные покупки. В результате все проекты, которые были хоть как-то завязаны на возрастной аудитории (не только фитнес и питание) понесли очень большие потери.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фитнес-блогеры в 2022 году столкнулись с теми же проблемами, что и вся российская блогосфера. Большинство инфлюенсеров не бросают попытки развиваться сразу на нескольких площадках и используют все имеющиеся возможности для роста и заработка. Люди в соцсетях идут не просто за человеком, а за его контентом. Поэтому удержаться на плаву смогли те, кто быстро адаптировал свой контент не только под алгоритмы новых площадок, но и учитывал запросы и потребности своей аудитории. Правда, успешно реализоваться в новых условиях смогли лишь единицы фитнес-блогеров.