Что такое FMCG простыми словами: виды, структура, тенденции на 2023 год
Что такое FMCG
FMCG — быстроходные товары, которые отличаются самой низкой ценой на рынке, имеют высокий оборот и краткосрочное время нахождения на рынке из-за высокого спроса или короткого срока годности.
К таким товарам относятся продукты первой необходимости: фрукты, мясо, хлеб, молочная продукция, кондитерские изделия и другие. А также предметы личной гигиены и другие товары: туалетная бумага, мыло, лекарства. Такие товары постоянно покупаются и потребляются за короткий временной промежуток. Поэтому на рынке они представлены в большом количестве и по доступной цене.
Виды и категории FMCG
Рынок FMCG классифицируется по сроку пользования по категории товаров.
Категории пользования потребительских товаров:
- Долговременное пользование. Срок годности от 3 и более лет;
- Кратковременное пользование. Срок годности до 1 года;
- Услуги.
Как упоминалось ранее, потребительские товары — товары или услуги, потребляемые быстрым темпом и в большом объеме.
Рынок FMCG можно разделить на категории употребления:
- Обработанные и ультра-обработанные продукты
Пищевые товары, которые были обработаны промышленным способом. Например: макаронные изделия, еда быстрого приготовления, замороженные полуфабрикаты, сливочное масло, маргарин, йогурты и др.;
- Готовая еда
Продукты питания полностью готовые к употреблению. Например: приготовленные салаты, закуски, первые и вторые блюда
- Напитки
Любые питьевые изделия на полке магазина. К ним относятся: питьевая вода в бутылках, газированные и энергетические напитки, соки и др.
- Хлебобулочные и кондитерские изделия
Вся выпечка, представленная на полках магазина. Например: торты, печенье, шоколад, пирожные и др.
- Фрукты и овощи в любом виде
Органические продукты в свежем, замороженном или сушеном виде. Например: картофель, бананы, финики, миндаль и др.
- Лекарства
К этой категории относятся все препараты, отпускаемые без рецепта. Например: лекарства на основе натуральных трав, некоторые анальгетики и гомеопатические средства и др.
- Моющие средства
Любые чистящие средства, предназначенные для уборки помещений и не только. Например: моющее средство для посуды, жидкость для мытья окон, средство для отбеливания и др.
- Косметические средства
К этой категории относятся вся уходовая и декоративная косметика, а также туалетные принадлежности. Например: бальзамы и шампуни для волос, помада, тушь, мыло, парфюм и др.
- Канцелярия.
Товары для учебы и творчества. Например: ручки, маркеры, тетради и др.
Структура рынка FMCG
Торговля на рын FMCG состоит из четырех этапов, на каждом из которых первоначальная цена товара увеличивается за счет наценки. С помощью этого участники торговли получают прибыль.
Структура потребительских товаров:
Уровень первый
На этом этапе находится деятельность производителей товаров. Это могут быть представители малого, среднего или крупного бизнеса, также индивидуальные предприниматели и импортеры, которые поставляют на рынок иностранные товары. Компании создают продукцию и анализируют каналы дистрибуции
Уровень второй
Этотэтап сопровождается участием оптовиков. Это могут быть дистрибьюторы, которые закупают товар у компании-производителя большими партиями, анализируют целевую аудиторию и создают клиентскую базу, доставляют товары в торговые точки и разрабатывают маркетинговую стратегию. Либо это могут быть оптовые компании со складским помещением, которые организовывают хранение товара и распространение в место реализации. Наценка на втором уровне может составлять от 10% до 40%.
Уровень третий
Оптовики отправляют товары в розничные магазины для реализации. Объектами сбыта бывают:
- Сетевые супермаркеты
Крупные магазины с собственной ценовой политикой и широким ассортиментом. Например: «Магнит», «Ашан», «Перекресток». Наценка составляет от 5% до 100%
- Отдельные торговые точки
К этой категории относятся: единичные розничные магазины, ларьки, онлайн-магазины. Наценка больше, чем в сетевых точках, начинается от 30%. Это связано с тем, что они закупают продукцию небольшими партиями
- Гостинично-ресторанный бизнес
Доставка товаров в отели и предприятия общественного питания. Этот этап отличается самой высокой наценкой. Она может доходить до 500%.
Уровень четыре.
На этом этапе находятся покупатели, которые приобретают товар в личных целях. На этот процесс направлена вся структура FMCG-рынка. Потребности покупателей и желания аудитории — главный ориентир при производстве товаров и распространении.
Есть торговые ситуации, при которых отсутствует второй и третий уровень. Товар напрямую переходит от производителя к клиенту. Например: Avon, Amway.
Особенности рынка FMCG
Как у любых торговых систем, у рынка потребительских товаров есть ряд особенностей:
- Высокий спрос.
Рынок FMCG не теряет актуальности. Товары первой необходимости постоянно нужны людям, поэтому товарный оборот такой продукции происходит очень быстро. Продукты питания почти каждый человек покупает ежедневно, а туалетные принадлежности и чистящие средства имеет тенденцию быстро заканчиваться.
- Быстрый оборот.
В силу высокого спроса, потребительские товары моментально раскупают. На полках офлайн-магазинов или на складах онлайн-ресурсов не задерживаются FMCG-товары, а запасы постоянно пополняются
- Короткий срок годности
Товары FMCG имеют свойство быстро заканчиваться. Продукты питания употребляются за один или несколько дней, бытовые принадлежности заканчиваются каждую неделю или месяц
- Доступные цены
Рынок потребительских товаров отличается низкими ценами. Поэтому потребители склонны не замечать объем совершенных покупок. За счет этого производители получают большую прибыль
- Активная конкуренция и широкий ассортимент
На полках магазинов представлены разные виды одного товара. Производители постоянно сражаются за внимание покупателя, а товары легко взаимозаменяются.
Тенденции 2023 года: как продавать такие товары
Рынок FMCG очень динамичен. Чтобы получать хорошую прибыль и производить актуальные товары, необходимо знать основные тенденции, по которым строятся продажи на данный момент. Эксперты считают, что к 2023 году сферу продовольственных товаров ждут революционные маркетинговые решения, увеличение ассортимента и повышение уровня оборота.
На 2023 год можно наблюдать несколько важных тенденций на рынке потребительских товаров:
- Активный переход на покупку товаров на онлайн-платформах. В связи с этим рост конкуренции этого формата;
- Увеличение сетевых проектов;
- Увеличение торговых точек в шаговой доступности;
- Повышение конкуренции среди российских производителей;
- Увеличение доли магазинов с низкой ценовой политикой;
- Повышение темпа роста внедрения на рынок новинок при сокращении жизненного цикла продукции.
Продавать потребительские товары с высокой прибылью — нелегкая задача. В FMCG необходимо старательно отрабатывать все стадии реализации товаров, чтобы заработать на низкой стоимости. В связи с постоянной конкуренцией, товарооборот должен постоянно расширяться и приносить доход. Маркетинговая стратегия должна быть направлена на формирование у потребителей устойчивой потребности приобрести товар.
Для успешной продажи потребительских товаров и постоянного роста, компании нужна постоянная упорная работа во всех направлениях.