Что такое FMCG простыми словами: виды, структура, тенденции на 2023 год

Более половины потребительских расходов приходится на рынок FMCG. В статье рассмотрим особенности и структуру потребительских товаров, а также главные тенденции 2023 года.
Что такое FMCG простыми словами: виды, структура, тенденции на 2023 год
Freepik
Содержание статьи

Что такое FMCG

FMCG — быстроходные товары, которые отличаются самой низкой ценой на рынке, имеют высокий оборот и краткосрочное время нахождения на рынке из-за высокого спроса или короткого срока годности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К таким товарам относятся продукты первой необходимости: фрукты, мясо, хлеб, молочная продукция, кондитерские изделия и другие. А также предметы личной гигиены и другие товары: туалетная бумага, мыло, лекарства. Такие товары постоянно покупаются и потребляются за короткий временной промежуток. Поэтому на рынке они представлены в большом количестве и по доступной цене.

Все люди на земле пользуются потребительскими товарами ежедневно. Они ориентированы на среднестатистического потребителя. FMCG составляет более половины всех потребительских расходов.Но такие покупки обладают низким уровнем вовлеченности.
Все люди на земле пользуются потребительскими товарами ежедневно. Они ориентированы на среднестатистического потребителя. FMCG составляет более половины всех потребительских расходов.Но такие покупки обладают низким уровнем вовлеченности.
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Виды и категории FMCG

Рынок FMCG классифицируется по сроку пользования по категории товаров.

Категории пользования потребительских товаров:

  1. Долговременное пользование. Срок годности от 3 и более лет;
  2. Кратковременное пользование. Срок годности до 1 года;
  3. Услуги.
Как упоминалось ранее, потребительские товары — товары или услуги, потребляемые быстрым темпом и в большом объеме.

Как упоминалось ранее, потребительские товары — товары или услуги, потребляемые быстрым темпом и в большом объеме.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рынок FMCG можно разделить на категории употребления:

  • Обработанные и ультра-обработанные продукты

Пищевые товары, которые были обработаны промышленным способом. Например: макаронные изделия, еда быстрого приготовления, замороженные полуфабрикаты, сливочное масло, маргарин, йогурты и др.;

  • Готовая еда

Продукты питания полностью готовые к употреблению. Например: приготовленные салаты, закуски, первые и вторые блюда

  • Напитки

Любые питьевые изделия на полке магазина. К ним относятся: питьевая вода в бутылках, газированные и энергетические напитки, соки и др.

  • Хлебобулочные и кондитерские изделия

Вся выпечка, представленная на полках магазина. Например: торты, печенье, шоколад, пирожные и др.

  • Фрукты и овощи в любом виде
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Органические продукты в свежем, замороженном или сушеном виде. Например: картофель, бананы, финики, миндаль и др.

  • Лекарства

К этой категории относятся все препараты, отпускаемые без рецепта. Например: лекарства на основе натуральных трав, некоторые анальгетики и гомеопатические средства и др.

  • Моющие средства

Любые чистящие средства, предназначенные для уборки помещений и не только. Например: моющее средство для посуды, жидкость для мытья окон, средство для отбеливания и др.

  • Косметические средства

К этой категории относятся вся уходовая и декоративная косметика, а также туалетные принадлежности. Например: бальзамы и шампуни для волос, помада, тушь, мыло, парфюм и др.

  • Канцелярия.

Товары для учебы и творчества. Например: ручки, маркеры, тетради и др.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Удержаться на плаву в FMCG-бизнесе очень сложно без помощи профессионалов. Поэтому при организации производства и распространении товаров необходимо нанять сильную команду, которая сможет создать продающую рекламную кампанию, правильно презентует товар на полках магазинов, проследит за задолженностями и налогами компании и соберет команду профессиональных распространителей.
Удержаться на плаву в FMCG-бизнесе очень сложно без помощи профессионалов. Поэтому при организации производства и распространении товаров необходимо нанять сильную команду, которая сможет создать продающую рекламную кампанию, правильно презентует товар на полках магазинов, проследит за задолженностями и налогами компании и соберет команду профессиональных распространителей.
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Структура рынка FMCG

Торговля на рын FMCG состоит из четырех этапов, на каждом из которых первоначальная цена товара увеличивается за счет наценки. С помощью этого участники торговли получают прибыль.

Структура потребительских товаров:

Уровень первый

На этом этапе находится деятельность производителей товаров. Это могут быть представители малого, среднего или крупного бизнеса, также индивидуальные предприниматели и импортеры, которые поставляют на рынок иностранные товары. Компании создают продукцию и анализируют каналы дистрибуции

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Уровень второй

Этотэтап сопровождается участием оптовиков. Это могут быть дистрибьюторы, которые закупают товар у компании-производителя большими партиями, анализируют целевую аудиторию и создают клиентскую базу, доставляют товары в торговые точки и разрабатывают маркетинговую стратегию. Либо это могут быть оптовые компании со складским помещением, которые организовывают хранение товара и распространение в место реализации. Наценка на втором уровне может составлять от 10% до 40%.

Уровень третий

Оптовики отправляют товары в розничные магазины для реализации. Объектами сбыта бывают:

  • Сетевые супермаркеты

Крупные магазины с собственной ценовой политикой и широким ассортиментом. Например: «Магнит», «Ашан», «Перекресток». Наценка составляет от 5% до 100%

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Отдельные торговые точки

К этой категории относятся: единичные розничные магазины, ларьки, онлайн-магазины. Наценка больше, чем в сетевых точках, начинается от 30%. Это связано с тем, что они закупают продукцию небольшими партиями

  • Гостинично-ресторанный бизнес

Доставка товаров в отели и предприятия общественного питания. Этот этап отличается самой высокой наценкой. Она может доходить до 500%.

Уровень четыре.

На этом этапе находятся покупатели, которые приобретают товар в личных целях. На этот процесс направлена вся структура FMCG-рынка. Потребности покупателей и желания аудитории — главный ориентир при производстве товаров и распространении.

Главная задача FMCG-бизнеса — с помощью потребительских товаров постоянно привлекать новых клиентов и повышать лояльность имеющихся. Это невозможно без опытного и ответственного персонала.
Главная задача FMCG-бизнеса — с помощью потребительских товаров постоянно привлекать новых клиентов и повышать лояльность имеющихся. Это невозможно без опытного и ответственного персонала.
Freepik
Есть торговые ситуации, при которых отсутствует второй и третий уровень. Товар напрямую переходит от производителя к клиенту. Например: Avon, Amway.

Есть торговые ситуации, при которых отсутствует второй и третий уровень. Товар напрямую переходит от производителя к клиенту. Например: Avon, Amway.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Особенности рынка FMCG

Как у любых торговых систем, у рынка потребительских товаров есть ряд особенностей:

  • Высокий спрос.

Рынок FMCG не теряет актуальности. Товары первой необходимости постоянно нужны людям, поэтому товарный оборот такой продукции происходит очень быстро. Продукты питания почти каждый человек покупает ежедневно, а туалетные принадлежности и чистящие средства имеет тенденцию быстро заканчиваться.

  • Быстрый оборот.

В силу высокого спроса, потребительские товары моментально раскупают. На полках офлайн-магазинов или на складах онлайн-ресурсов не задерживаются FMCG-товары, а запасы постоянно пополняются

  • Короткий срок годности

Товары FMCG имеют свойство быстро заканчиваться. Продукты питания употребляются за один или несколько дней, бытовые принадлежности заканчиваются каждую неделю или месяц

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Доступные цены

Рынок потребительских товаров отличается низкими ценами. Поэтому потребители склонны не замечать объем совершенных покупок. За счет этого производители получают большую прибыль

  • Активная конкуренция и широкий ассортимент

На полках магазинов представлены разные виды одного товара. Производители постоянно сражаются за внимание покупателя, а товары легко взаимозаменяются.

Тенденции 2023 года: как продавать такие товары

Рынок FMCG очень динамичен. Чтобы получать хорошую прибыль и производить актуальные товары, необходимо знать основные тенденции, по которым строятся продажи на данный момент. Эксперты считают, что к 2023 году сферу продовольственных товаров ждут революционные маркетинговые решения, увеличение ассортимента и повышение уровня оборота.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На 2023 год можно наблюдать несколько важных тенденций на рынке потребительских товаров:

  • Активный переход на покупку товаров на онлайн-платформах. В связи с этим рост конкуренции этого формата;
  • Увеличение сетевых проектов;
  • Увеличение торговых точек в шаговой доступности;
  • Повышение конкуренции среди российских производителей;
  • Увеличение доли магазинов с низкой ценовой политикой;
  • Повышение темпа роста внедрения на рынок новинок при сокращении жизненного цикла продукции.

Продавать потребительские товары с высокой прибылью — нелегкая задача. В FMCG необходимо старательно отрабатывать все стадии реализации товаров, чтобы заработать на низкой стоимости. В связи с постоянной конкуренцией, товарооборот должен постоянно расширяться и приносить доход. Маркетинговая стратегия должна быть направлена на формирование у потребителей устойчивой потребности приобрести товар.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Последние несколько лет наблюдается резкий скачок популярности онлайн покупок продуктов питания и других первостепенных материалов на рынке FMCG. Это самая перспективная ниша на ближайшие несколько лет. Но нужно быть готовым к высокой конкуренции, постоянно улучшать эффективность логистики и улучшать условия доставки.
Последние несколько лет наблюдается резкий скачок популярности онлайн покупок продуктов питания и других первостепенных материалов на рынке FMCG. Это самая перспективная ниша на ближайшие несколько лет. Но нужно быть готовым к высокой конкуренции, постоянно улучшать эффективность логистики и улучшать условия доставки.
Freepik

Для успешной продажи потребительских товаров и постоянного роста, компании нужна постоянная упорная работа во всех направлениях.