Чем отличаются современные мужчины и женщины руководители: ключевые модели поведения
Новая реальность
На протяжении десятилетий бизнес-сообщество опиралось на определенные теории управления, которые считались основополагающими. Эти столпы, вроде «теории X и Y» Макгрегора или концепции «научного управления» Тейлора, казались неотъемлемой частью корпоративной жизни.
Идея бирюзового управления, возникшая в начале 2010-х, со временем обнажила различия между теоретической частью и применением на практике. Эксперты полагают, что в таких организациях реально могут работать только 2% людей. Самое сложное — не столько создать бирюзовую компанию, сколько найти людей с горящими глазами, высоким уровнем ответственности и самоконтроля.
Феминизация и активная борьба за права женщин во второй половине XX века вынудили общество пересмотреть привычные установки. Компании сталкиваются с необходимостью адаптировать свои методы управления под различные стили работы и привычки своих сотрудников, что ведет к пересмотру традиционных теорий и практик управления. Все больше представительниц женской части занимают высшие управленческие позиции. Они опровергают годами сложившиеся стереотипы и успешно реализуют себя на высоких постах в бизнесе и других сферах экономики.
Так, по данным ООН, сегодня в мире число занимающих руководящие политические посты женщин показывает рекордные значения. Однако до равенства еще далеко. Только в 13 странах правительства достигли гендерного паритета. Несмотря на это, индекс гендерного равенства в 2023 году впервые показал рост за последние 10 лет. По сравнению с зарубежными странами, в России женщин-управленцев в 4,5 раза больше. Их доля в руководстве компаний достигает порядка 20%. С 2019-го по 2022 год число областей для управленцев женского пола выросло почти в 2 раза. И таких сфер становится все больше.
Типы поведения: как мужчины и женщины примеряют руководство
Считается, что биологические различия между мужчинами и женщинами сказываются на их стиле управления. Например, мужчинам больше свойственна организация и выстраивание процессов, масштабирование. По своей природе мужчина стремится к лидерству, достижению целей. В приоритете у него, как правило, собственное дело и развитие.
Женщина в обществе традиционно считалась больше ориентированной на сотрудничество и коммуникацию. По данным исследования гормональных особенностей мозга, у мужчин более выражена нейронаучная основа для принятия решений, в то время как у женщин активизируются области мозга, ответственные за эмоциональное реагирование и эмпатию.
Главные отличия
- Женщины склонны к более коллективному и эмоциональному стилю, включающему в себя эмпатию и поддержку коллег. Для мужчин характерна нацеленность на результат, решение задач. То есть он создает команду и управляет ею, а она выстраивает взаимоотношения и отвечает за микроклимат внутри коллектива.
- Если говорить о ведении бизнеса и его развитии, женщины больше ориентированы на глубину и оттачивание деталей, чем на выстраивание процессов. Например, собственница салона красоты предпочтет отточить и сделать имеющийся бизнес идеальным и максимально эффективным, чем расширить дело и запустить еще 5-10 аналогичных точек. Мужчины в подобных ситуациях изначально мыслят категориями масштабов, перспектив и дальнейшего развития. Представители сильного пола привыкли достигать результатов и придерживаться более директивного подхода в управлении.
- В кризисных ситуациях женщины чаще проявляют эмпатию и стремятся к коллективному решению проблемы. Аналогичные обстоятельства подтолкнут мужчину скорее действовать в одиночку и ориентироваться больше на себя, чем на команду.
Говорят, что у бизнеса нет пола. Но есть определенные ниши, которые долго считались «мужскими» и подходящими только для жесткого стиля управления: строительство, производство и др. До недавнего времени более женскими сферами считались психология, beaty-индустрия и все, что связано с творческой составляющей. Сегодня женщины занимают руководящие позиции в сфере управления человеческими ресурсами и проектами, связанными с образованием, а также в сегментах FMCG, e-com и ритейле.
Границы между «мужскими» и «женскими» профессиями сильно размылись, в том числе благодаря повсеместной цифровизации и выходу в онлайн. Это позволяет девушке построить карьеру и стать топ-руководителям даже в сфере, которую ранее традиционно относили к мужским специальностям. Так, например, в IT-отрасли за последние 10 лет число женщин выросло с 10% до 25%.
В «мужских» бизнесах у себя в Женской ассоциации школы управления «Сколково» (ЖАС) мы видим предпринимательниц, которые владеют строительными или производственными компаниями. В этих сферах приходится общаться с большим количеством мужчин. Зачастую женщины-руководители выбирают такой путь неслучайно. Как правило, они приходят из корпоративного или госсектора, где уже успели нарастить свою экспертность, обзавестись ресурсами, связями и возможностями.
Будущее — за смешанным подходом
Под влиянием развития цифровых технологий наш образ мышления и представления о роли полов в управлении стремительно трансформируются. В мире бизнеса отношение к гендерному руководству выходит на новый уровень на уровне государств и поколений.
Тип работы
Вместе с популяризацией удаленной работы все больше женщин становятся на руководящие посты, поскольку такая тенденция позволяет дамам совмещать карьеру и домашние обязанности.
География
Процесс идет: где-то быстрее, где-то медленнее. Например, в Скандинавских странах, таких как Швеция и Норвегия, гендерное равенство давно является приоритетом государственной политики. Так на руководящих позициях мужчины и женщины представлены примерно одинаково. В то же время, в странах Ближнего Востока и Азии, где традиционные представления о роли женщин все еще доминируют, процесс изменений протекает более медленно.
Поколения
В молодежной среде гендерные стереотипы и предрассудки становятся все менее значимыми. Молодые люди активно исследуют новые формы профессиональной и социальной активности, не ограничивая себя стереотипами прошлого. Например, миллениалов и представителей поколения Z чаще привлекают к компаниям, где среди ценностей декларируется равноправие и возможности для развития независимо от пола.
Формирование руководства
Мы всегда развиваемся определенными циклами или треками, как говорят в венчурной индустрии. Будущее в сфере управления — за партнерской схемой и смешанными Советами директоров (Advisory Board), когда среди владельцев и лиц, принимающих решение представлены и мужчины, и женщины одновременно. Формирование правильного руководства всегда означает, что руководитель заявляет определенную стратегию, по которой пойдет вся компания на ближайшем временном треке. И это все про доверие, людей, команду, которые при соприкосновении либо доверяют друг другу, либо нет.
Исследование Stanford Graduate School of Business показывает, что разнообразие в стилях управления, в том числе и между мужчинами и женщинами, способствует созданию более инновационной и продуктивной корпоративной культуры. Взаимодополняющие силы различных подходов к управлению помогают развиваться компании и адаптироваться к переменам в бизнес-среде.
Есть множество примеров, когда мужчины проявляют эмпатию и гибкость в управлении, а женщины — принимают жесткие и стратегические решения.
Например, основатель Alibaba Group Джек Ма отличается своим эмоциональным и инклюзивным подходом к управлению.
Среди известных self-made руководителей на российском рынке отметим главу Wildberries Татьяну Бакальчук. Она известна умением быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рынка, а ее стиль руководства отличается достаточной жесткостью, смелостью, гибкостью, эмоциональным интеллектом и стремлением к инновациям.
Экс-генеральный директор нефтегазовой компании «ИНК-Капитал» Марина Седых возглавляла организацию с самого ее основания в 2000 году до ухода в 2021-м. Она сделала свое имя в нефтяной промышленности с нуля во многом благодаря сильному стратегическому мышлению в сочетании с приверженностью ценностям компании. Седых четко определяет цели и приоритеты, разрабатывает стратегии развития и эффективно управляет ресурсами для их достижения.
Мир усложняется, технологии обезличивают коммуникации, меняют качественно взаимоотношения людей и модели управления, поэтому гендерная грань ожиданий к управлению через пару лет совсем исчезнет как меловые считалки на асфальте.