Навязчивые воспоминания – это нежелательные, непроизвольные воспоминания о тревожных событиях, которые внезапно возникают в сознании человека. Обычно они возникают из-за травматических переживаний и, как правило, яркие, эмоционально интенсивные и трудно контролируемые. Эти воспоминания могут быть вызваны напоминаниями об исходном событии или могут появиться без какой-либо очевидной причины.
Больше, чем игра: скрытая польза «Тетриса»

Наверняка вы слышали, что компьютерные игры вредны для человеческой психики. Оказывается, есть исключения из правил. Ученые обнаружили, что игра в «Тетрис» может помочь медицинским работникам справиться с навязчивыми и тяжелыми воспоминаниями, связанными с работой во время пандемии COVID-19. Метод работал так: человек сначала вспоминал тревожащее его событие, а затем играл в «Тетрис» 20 минут. После этого неприятные воспоминания стали беспокоить людей реже.
Что такое навязчивые воспоминания?
Они особенно распространены у людей с посттравматическим стрессовым расстройством. Навязчивые воспоминания могут включать визуальные образы, звуки или даже телесные ощущения от травматического события. Они могут мешать концентрации, сну и повседневной деятельности. В отличие от обычных воспоминаний, навязчивые воспоминания часто ощущаются так, как будто событие происходит снова в настоящий момент, и обычно сопровождаются сильными эмоциями, такими как страх, стыд или беспомощность.

Как проводили исследование?
Автор исследования Мари Канструп и ее коллеги стремились проверить эффективность кратковременного вмешательства с конкурирующими образами в снижении навязчивых воспоминаний среди работников здравоохранения в Швеции, которые подверглись травме, связанной с работой, во время пандемии COVID-19.
Они выдвинули гипотезу, что участники, прошедшие вмешательство, сообщат о меньшем количестве навязчивых воспоминаний через пять недель игры в «Тетрис» по сравнению с участниками контрольной группы.
В исследовании приняли участие 144 шведских работника здравоохранения, которые работали во время пандемии. Всего 130 участников прошли полное исследование. Из них 82% были женщинами, 71% работали полный рабочий день, а 58% работали медсестрами. Средний возраст участников составил 41 год.

Участников случайным образом распределили по двум группам. Обеим группам сказали, что они будут выполнять когнитивное задание. Одна группа получила задание на воображение, в то время как другая слушала подкаст и отвечала на краткие вопросы по нему. В задании на воображение участникам было поручено вспомнить одно из своих навязчивых воспоминаний, а затем поиграть в Тетрис на своих смартфонах в течение 20 минут. Их также просить повторить вмешательство позже самостоятельно, чтобы вызвать дополнительные навязчивые воспоминания.
Оба вмешательства проводились через смартфон и заняли около 25 минут. Участники вели ежедневный дневник в течение пяти недель, записывая количество навязчивых воспоминаний, которые они испытывали каждый день. Они также прошли оценку симптомов посттравматического стресса и других психологических переменных.
Результаты исследования
Результаты показали, что задание на конкуренцию с образами значительно снизило частоту навязчивых воспоминаний по сравнению с контрольным условием. Оно также привело к уменьшению симптомов посттравматического стресса через один, три и шесть месяцев после вмешательства.
«Мы отметили необходимость кратких, гибких, дистанционно реализуемых и повторяемых вмешательств в качестве неотложного приоритета общественного здравоохранения, включая субклиническую выборку для подхода "от профилактики к лечению". Это исследование предоставило контролируемые доказательства того, что эта группа населения получила пользу от управляемого сеанса вмешательства в конкурирующие задачи с использованием Тетриса и уменьшило навязчивые воспоминания после травмы», – заключили авторы.