Какие популярные и легендарные советские продукты на самом деле были «подсмотрены» у США?

Сгущенка, вареная колбаса и даже то самое мороженое!
Какие популярные и легендарные советские продукты на самом деле были «подсмотрены» у США?
Getty Images

В 30-е годы прошлого столетия молодое государство СССР спешно выстраивало свою промышленность — практически с нуля. Полный слом экономики Российской Империи, переход с капиталистической модели на социалистическую, НЭП (новая экономическая политика) и отказ от нее — все это привело к тому, что в стране пришлось большинство отраслей выстраивать буквально с пустого места. И пищевая промышленность не стала исключением.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тот советский, уже почти легендарный, пищепром, который мы знаем (а кое-кто и помнит) во многом создал один человек — Анастас Иванович Микоян, первый и самый знаменитый нарком (народный комиссар, тогда эта должность соответствовала должности министра) пищевой промышленности. Но мало кто знает, что создавая советские стандарты, во многом он ориентировался на пример США.

Анастас Микоян изучает ассортимент американских магазинов во время своего визита в США. Фото: Библиотека Конгресса США
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В начале 30-х годов прошлого века Микоян получил от Сталина личное задание: изучить, как устроена вверенная ему отрасль в США, найти все самые интересные и передовые достижения пищевой промышленности и внедрить их в повседневную советскую жизнь. О том, как изменила советский продовольственный рынок эта поездка, можно написать не одну монографию, но в этой статье мы расскажем о тех легендарных продуктах, которых никогда не появилось бы в СССР без нее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Томатный сок в банках

Яркие и красочные бумажные пакеты с фруктовыми и овощными соками, стеклянные бутылки с ним же, а также небольшие пакетики объемом 0,2 литра — это все появилось на наших прилавках уже в 90-е годы прошлого века. А во времена СССР соки чаще всего продавались в стеклянных трехлитровых банках. Ассортимент не был богатым: яблочный сок, иногда виноградный и почти всегда томатный — вот из чего приходилось выбирать советским любителям фруктовых и овощных напитков. Над этими банками посмеивались, а в 80-е годы, когда дефицит продуктов в стране и вовсе стал тотальным, их и вовсе назначили едва ли не главным символом нехватки продуктов: и действительно, нередко эти пыльные банки с соками были единственными обитателями магазинных стеллажей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тогда мало кто помнил о том, каким прорывом стала сама идея продажи готовых соков. А между тем, во время той самой поездки в США Микоян был буквально потрясен привычкой жителей в США ежедневно пить свежие соки. «Они пьют соки так, как у нас пьют квас!» — писал Анастас Иванович в своих мемуарах, описывая впечатления от командировки в США. И уже тогда он задался целью: сделать полезные соки доступными и привычными напитками для советского человека.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сосиски и вареная колбаса

Одним из главных впечатлений от посещения США для Микояна стало количество мясокомбинатов: там эти «фабрики» по переработке мяса в котлеты, колбасы, сосиски и другие вкусности строили в каждом более-менее крупном городе. Оценив, насколько такое производство удобно, а также как полуготовые продукты помогают в экономии времени, Микоян после возвращения в СССР затеял настоящую мясную революцию — или правильнее было бы назвать ее колбасной?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кстати, когда Микоян встречался с Фордом, тот раскритиковал его за интерес к мясокомбинатам, чего там смотреть-то, вообще? Великий американец в этот период своей жизни стал вегетарианцем и настоятельно советовал Микояну переводить СССР на здоровое питание на основе сои.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мясо есть вредно. Мы в семье мяса не едим, а вместо него употребляем сою в разных видах».

Но Микояна он не продавил, Микоян сказал, как отрезал: что советский народ любит мясо. Точка.

Сгущенное молоко

Да-да, та самая сгущенка, которая считается исконно советским продуктом и найти которую за пределами стран бывшего СССР можно в основном в «русских» магазинах, тоже пришла к нам из США. Там этот продукт быстро стал популярным во время Гражданского конфликта (калорийный, сладкий, может долго храниться) и не сдавал позиции долгие десятилетия после его окончания. И хоть в России свою сгущенку производили с конца XIX века, такой популярностью, как в Штатах, она не обладала. Микоян оценил преимущества этого лакомства (в том числе его невысокую стоимость) и после возвращения в СССР уделил немало внимания запуску массового производства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мороженое

В 20-е и 30-е годы в СССР не было массового производства мороженого: лакомство делали в основном так называемые кустари (сегодня мы назвали бы их индивидуальными предпринимателями). Рецептура у каждого была своя, объемы производства были небольшими, а что касается санитарных норм, то о них лучше вовсе не упоминать. Почему так получалось? Одна из важных причин — отсутствие холодильного оборудования. СССР не производил сам холодильники: ни промышленные, ни тем более бытовые.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В США Анастас Микоян был буквально шокирован: холодильники были не только на многочисленных производствах, но и в каждом доме. Вернувшись в СССР, Микоян уговаривал Сталина тоже наладить производство холодильников, но тот удивлялся: зачем? Зима у нас длинная, и так холодно, а летом советский народ хранит продукты в погребе и ледниках. Да и перегружены советские машиностроительные комбинаты оборонными заказами.

Поэтому холодильники в нашей стране появились гораздо позже, уже в 50-е годы. Зато в тридцатых была построена первая в стране фабрика мороженого, тоже на оборудовании, купленном в Америке.