«А ваше тело готово к пляжу?»: SkinnyTok и культ худобы становятся все более популярными, бодипозитив не победил

Близится лето, и в социальных сетях все чаще говорят о стремлении к «идеальной форме для пляжа». Как изменилось отношение к худобе за последнее десятилетие и почему бодипозитив не победил?
Марта Перевозова
Марта Перевозова
«А ваше тело готово к пляжу?»: SkinnyTok и культ худобы становятся все более популярными, бодипозитив не победил
GettyImages
Содержание

«А твое тело готово к пляжу»?

«А твое тело готово к пляжу?» Это был слоган рекламы 2015 года, в которой стройная девушка в ярко-желтом бикини с расправленными плечами немного презрительно смотрит в камеру. Выпустила рекламу компания Protein World, которая продает добавку для похудения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media

Она вызвала большой резонанс, а также возмущение в интернете и волну кампаний-подражателей, перевернувших посыл с ног на голову («каждая девушка готова к пляжному сезону»), а также была запрещена в Великобритании из-за опасений, что прием добавки Protein World спровоцирует бум популярности нездоровой потери веса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Немногие женщины остались равнодушны к такому упрощенному, архаичному брендингу, основанному, по мнению некоторых, исключительно на неуверенности в себе. Посыл кампании был прост: если вы не выглядите так (то есть не очень стройная, не очень мускулистая), то вам нельзя надевать бикини, и вам следует принимать добавку для похудения, чтобы это исправить.

Бодипозитив не победил

Движение за принятие своего тела набирало обороты, благодаря чему женщины всех форм и размеров чувствовали себя уверенно в своих бикини. Появились кампании в социальных сетях, вирусные посты, хэштеги. Какое-то время казалось, что стандарты красоты меняются и становятся более разнообразными, освобождая место для более широкого спектра типов телосложения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
GettyImages

Теперь, десять лет спустя, кажется, что бодипозитив уходит в прошлое. В социальных сетях все чаще появляются советы о том, как похудеть к лету, будь то тренировки или советы по диете. Часто подобные вещи прикрываются культурой здорового образа жизни; основная идея заключается в том, что вы делаете это для своего здоровья, и мало кто станет это критиковать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так ли уж полезны для здоровья такие стандарты красоты?

Наверное, мало кто удивился, если бы увидел в наши дни рекламу «готового к пляжному сезону тела», за исключением того, что продаваться будет не Protein World, а Ozempic. Это препарат для похудения — один из многих, предназначенных для диабетиков, благодаря своему активному ингредиенту семаглутиду, который регулирует уровень сахара в крови и подавляет аппетит, имитируя естественный гормон GLP-1.

Существуют ограничения на то, кто может принимать эти препараты, а кто нет. Но это не помешало тысячам людей найти различные лазейки, чтобы принимать их не по назначению, что привело к быстрой и легкой потере веса, в которой они изначально не нуждались.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это обернулось катастрофой для людей с расстройствами пищевого поведения, и появляется все больше тревожных побочных эффектов (от тошноты, рвоты, диареи и боли в желудке до потери зрения). И все же люди по-прежнему отчаянно пытаются заполучить этот препарат. Почему? Потому что он поможет им похудеть, а эта цель, по-видимому, настолько важна, что ставится выше физического и психического здоровья.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем временем слухи о том, какие знаменитости принимали его, а какие нет, чтобы сбросить вес, неустанно циркулируют в интернете последние два года. Некоторые критиковали Кардашьян — семью, которая когда-то прославилась тем, что вдохновляла других принимать более пышные формы, которые, по мнению многих, с тех пор сильно изменились. На подиумах говорят о том, что разнообразие тел практически сошло на нет, поскольку большинство моделей сохраняют одинаковую, очень стройную фигуру.

Культ худобы

Шумиха вокруг похудения кажется громче, чем когда-либо прежде. Многие люди чувствуют давление, вынуждающее их худеть, чтобы соответствовать новым стандартам красоты, связанным с брендом Ozempic. В TikTok пользователи называют это «налогом на бикини» и делятся видео своих тренировок и диет, чтобы показать, сколько усилий они прилагают, чтобы «подготовиться к пляжному сезону». Если это не так, то это видео, рекламирующие чью-то строгую диету в ожидании лета, или «подготовку к лету», еще один раздел TikTok с бесчисленными видео.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Их главная установка — есть мало или вообще не есть. Инфлюенсеры SkinnyTok называют себя угнетаемым меньшинством: худыми, которых стыдят. Они спрашивают, почему в рамках ботипозитивного отношения восхищаются телами с ожирением, а за самодисциплину ругают?

Лив Шмидт
Лив Шмидт
@livsschmidt / Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главная героиня SkinnyTok — 23-летняя Лив Шмидт. После блокировки в TikTok она ушла в Instagram (принадлежит Meta, запрещена в РФ), где запустила Skinni Société — закрытую платную группу с «чистыми привычками» (теперь ее запрещают и там). «Перед ужином выпей большую чашку чая — может, ты просто скучаешь, а не голодная», «в ресторане ты можешь откусить три раза от калорийных блюд»— так звучат ее советы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Смысл тот же, что и в рекламе десятилетней давности: будьте худыми, это красиво. Будьте кем угодно, но смиритесь с тем, что ваша социальная ценность снизится настолько, что вы даже не заслуживаете надеть бикини и полежать на солнце. C момента выхода рекламы Protein World прошло 10 лет. И с тех пор, кажется, все остается неизменным.