От TikTok до беговой дорожки и марафонов: как зумеры превратили бег в очередной модный тренд?

Нас накрыла третья волная бегового бума. Цифровое поколение делает этот вид спорта модным, коллективным и более разнообразным, чем когда-либо.
Марта Перевозова
Марта Перевозова
От TikTok до беговой дорожки и марафонов: как зумеры превратили бег в очередной модный тренд?
pikisuperstar / Freepik
Содержание

Третий великий беговой бум

Слышите эти звуки? Это клацают пальцы по экранам смартфонов представителей поколения Z, пролистывающие ролики в Instagram (принадлежит Meta, запрещена в РФ) и TikTok. Это писк считывателей карт, когда с полок спортмагазинов сходит все больше стильной экипировки. Это стук мягких подошв по тротуарам всех стран.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И это также шум, с которым челюсти самых умных спортсменов падают на пол. Потому что внезапно и совершенно неожиданно мы оказались в эпицентре третьего великого бегового бума, которого почти никто не ожидал и который почти полностью обусловлен интересом поколения Z.

GettyImages

«Если вернуться к первому буму в 1970-х и 1980-х годах, то там не было никакого разнообразия: все были худыми, тощими, белыми парнями в очень узких шортах», — говорит Хью Брашер, директор по организации мероприятий Лондонского марафона. Второй бум? По его словам, он начался после того, как Паула Рэдклифф побила мировой рекорд в марафоне в 2003 году, что привело к резкому росту числа женщин, занимающихся бегом, а затем паркран снова увеличил их количество.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Если посмотреть сейчас, то это действительно все этнические группы и демографические категории, — говорит Брашер. — Этот взрыв — а это действительно взрыв — было здорово наблюдать. Я бы хотел, чтобы кто-нибудь из нас мог сказать, что мы его создали или хотя бы предвидели его. Но мы этого не сделали. Это был органичный взрыв».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Цифры ошеломляют

Более 1,1 млн человек зарегистрировались для участия в Лондонском марафоне 2026 года — это не только мировой рекорд, но и почти в два раза больше, чем два года назад. Примечательно, что впервые соотношение мужчин и женщин почти 50/50. Забег также становится все более молодежным: более трети участников из Великобритании в возрасте от 18 до 29 лет.

Лондонский марафон
Лондонский марафон
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

24 мая 2025 года во всех 89 регионах России прошел IX Всероссийский полумарафон «ЗаБег.РФ». В очном и онлайн-форматах участники преодолевали дистанции 1, 5, 10 и 21,1 км. Самый массовый старт состоялся в Москве, где участвовало около 40 000 любителей спорта, что сделало его самым крупным беговым событием в истории России.

Полумарафон «ЗаБег.РФ»
Полумарафон «ЗаБег.РФ»
Полумарафон ЗаБег.РФ / Telegram
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так что же происходит?

Отчасти это счастливое стечение обстоятельств. Бег всегда был дешевым и доступным. Теперь он еще и в моде. Но копните поглубже, и вы обнаружите кое-что интересное. Например, в прошлом месяце организация Sport England выяснила, что в 2024 году в Англии было на 349 000 бегунов больше, чем в 2023-м, и этот рост почти полностью был обусловлен женщинами.

«Отчасти рост продаж связан с тем, что бренды осознали, что женщины готовы тратить много денег на товары, которые лучше работают и выглядят привлекательнее», — говорит Ли Глэндорф, маркетолог, который работает с брендами спортивной одежды над их редакционной стратегией и ведет блог о спорте и моде на Substack. «Lululemon, в частности, задала тон и проделала большую работу, чтобы сделать бег модным. Но я также знаю, что долгое время внутренним девизом Hoka было "побеждай вместе с женщинами".

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
GettyImages

Они приложили много усилий, чтобы сделать кроссовки для бега модными и удобными и для мужчин, и для женщин. Они привлекли множество инфлюенсеров и активно продвигали идею о том, что медленный бег — это нормально и что победы можно добиваться разными способами».

В то время как традиционный мир бега может насмехаться над этим, Гландорф говорит, что инфлюенсеры сыграли значительную роль. «Эта огромная экосистема, — говорит она. — В основном это не профессиональные спортсмены. Молодое поколение вдохновляется людьми, которые похожи на них или имеют такое же происхождение».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Влияние пандемии

GettyImages

Однако есть один миф, который стоит развенчать. Не пандемия привела к резкому росту популярности бега. По словам Брашера, это произошло только в 2023 году. Но Covid-19 все же сыграл свою роль. «Раньше нам приходилось ходить в офис пять дней в неделю, — говорит он. — И мы общались на работе. Большая часть этой сплоченности исчезла, и поэтому ее нужно заменить. Люди хотят быть вместе в сообществе, которое им нравится, а бег объединяет множество разных сообществ».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это особенно актуально для поколения Z, которое пострадало сильнее, чем большинство других. Исследования также показывают, что поколение Z пьет алкоголь гораздо меньше, чем предыдущие поколения, и больше заботится о психическом здоровье. «Исследования показывают, что бег лучше, чем таблетки, помогает при депрессии», — говорит Брашер.