Слышите эти звуки? Это клацают пальцы по экранам смартфонов представителей поколения Z, пролистывающие ролики в Instagram (принадлежит Meta, запрещена в РФ) и TikTok. Это писк считывателей карт, когда с полок спортмагазинов сходит все больше стильной экипировки. Это стук мягких подошв по тротуарам всех стран.
От TikTok до беговой дорожки и марафонов: как зумеры превратили бег в очередной модный тренд?

Третий великий беговой бум
И это также шум, с которым челюсти самых умных спортсменов падают на пол. Потому что внезапно и совершенно неожиданно мы оказались в эпицентре третьего великого бегового бума, которого почти никто не ожидал и который почти полностью обусловлен интересом поколения Z.

«Если вернуться к первому буму в 1970-х и 1980-х годах, то там не было никакого разнообразия: все были худыми, тощими, белыми парнями в очень узких шортах», — говорит Хью Брашер, директор по организации мероприятий Лондонского марафона. Второй бум? По его словам, он начался после того, как Паула Рэдклифф побила мировой рекорд в марафоне в 2003 году, что привело к резкому росту числа женщин, занимающихся бегом, а затем паркран снова увеличил их количество.
«Если посмотреть сейчас, то это действительно все этнические группы и демографические категории, — говорит Брашер. — Этот взрыв — а это действительно взрыв — было здорово наблюдать. Я бы хотел, чтобы кто-нибудь из нас мог сказать, что мы его создали или хотя бы предвидели его. Но мы этого не сделали. Это был органичный взрыв».
Цифры ошеломляют
Более 1,1 млн человек зарегистрировались для участия в Лондонском марафоне 2026 года — это не только мировой рекорд, но и почти в два раза больше, чем два года назад. Примечательно, что впервые соотношение мужчин и женщин почти 50/50. Забег также становится все более молодежным: более трети участников из Великобритании в возрасте от 18 до 29 лет.

24 мая 2025 года во всех 89 регионах России прошел IX Всероссийский полумарафон «ЗаБег.РФ». В очном и онлайн-форматах участники преодолевали дистанции 1, 5, 10 и 21,1 км. Самый массовый старт состоялся в Москве, где участвовало около 40 000 любителей спорта, что сделало его самым крупным беговым событием в истории России.

Так что же происходит?
Отчасти это счастливое стечение обстоятельств. Бег всегда был дешевым и доступным. Теперь он еще и в моде. Но копните поглубже, и вы обнаружите кое-что интересное. Например, в прошлом месяце организация Sport England выяснила, что в 2024 году в Англии было на 349 000 бегунов больше, чем в 2023-м, и этот рост почти полностью был обусловлен женщинами.
«Отчасти рост продаж связан с тем, что бренды осознали, что женщины готовы тратить много денег на товары, которые лучше работают и выглядят привлекательнее», — говорит Ли Глэндорф, маркетолог, который работает с брендами спортивной одежды над их редакционной стратегией и ведет блог о спорте и моде на Substack. «Lululemon, в частности, задала тон и проделала большую работу, чтобы сделать бег модным. Но я также знаю, что долгое время внутренним девизом Hoka было "побеждай вместе с женщинами".

Они приложили много усилий, чтобы сделать кроссовки для бега модными и удобными и для мужчин, и для женщин. Они привлекли множество инфлюенсеров и активно продвигали идею о том, что медленный бег — это нормально и что победы можно добиваться разными способами».
В то время как традиционный мир бега может насмехаться над этим, Гландорф говорит, что инфлюенсеры сыграли значительную роль. «Эта огромная экосистема, — говорит она. — В основном это не профессиональные спортсмены. Молодое поколение вдохновляется людьми, которые похожи на них или имеют такое же происхождение».
Влияние пандемии

Однако есть один миф, который стоит развенчать. Не пандемия привела к резкому росту популярности бега. По словам Брашера, это произошло только в 2023 году. Но Covid-19 все же сыграл свою роль. «Раньше нам приходилось ходить в офис пять дней в неделю, — говорит он. — И мы общались на работе. Большая часть этой сплоченности исчезла, и поэтому ее нужно заменить. Люди хотят быть вместе в сообществе, которое им нравится, а бег объединяет множество разных сообществ».
Это особенно актуально для поколения Z, которое пострадало сильнее, чем большинство других. Исследования также показывают, что поколение Z пьет алкоголь гораздо меньше, чем предыдущие поколения, и больше заботится о психическом здоровье. «Исследования показывают, что бег лучше, чем таблетки, помогает при депрессии», — говорит Брашер.