«В дрифте разориться легко, он может легко сделать миллиардера миллионером»: интервью с лучшим пилотом российской дрифт серии Аркадием Цареградцевым

На Сочи Автодроме 25 и 26 марта состоится финал Sochi Drift Challenge сезона-2022/23. О ярком событии в мире российского дрифта, где определятся имена чемпионов и призеров, рассказывает чемпион Российский Дрифт Серии 2022 года, вице-чемпион Мира и судья Sochi Drift Challenge Аркадий Цареградцев.
«В дрифте разориться легко, он может легко сделать миллиардера миллионером»: интервью с лучшим пилотом российской дрифт серии Аркадием Цареградцевым
Фото: предоставлено пресс-службой ANO ROSGONKI

Программа финала Sochi Drift Challenge на Сочи Автодроме обещает быть насыщенной. Расскажите подробнее, что ожидать зрителям в эти мартовские дни?

У нас идет яркая борьба за призовые места: три человека претендуют на чемпионство, за третье место сражаются аж четверо гонщиков. Зрителям точно будет интересно увидеть, чем же все завершится.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Важный момент: в финале будет абсолютно новая конфигурация трассы, мы раньше ее никогда не использовали. Поставим дополнительные препятствия на треке, в которые участники смогут врезаться. Не важно, хотят они этого или нет. В общем, задание серьезно усложним. С трибуны будет интересно наблюдать за происходящим, потому что вся конфигурация пройдет прямо перед ней – гонщики никуда не будут уезжать от зрителей.

Сколько гонщикам нужно времени, чтобы освоиться на новом треке?

Первый тестовый заезд будет в четверг. Профессионалам хватает полдня, три-четыре выезда – и ты уже знаешь все. Но у нас же много и начинающих пилотов, которым нужно сделать большое количество повторений, чтобы все получилось. Поэтому для них мы и делаем два дня тестов. Думаю, этого будет достаточно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото: предоставлено пресс-службой ANO ROSGONKI

Эта конфигурация лучше прежних?

А лучшей или худшей не бывает. Просто все они разные. И интересные. Мы всегда делаем хорошее задание, оно постоянно чему-то учит гонщика. Эти задания логичны в части управления машиной, и сложные для того, чтобы участники росли как пилоты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Асфальтовое покрытие на Сочи Автодроме в каком состоянии?

В отличном. Для нас не имеет значения качество покрытия – подвеска справляется с любой дорогой. Главное, чтобы не было сильных ухабов.

Как сказывается на гонщиках присутствие болельщиков?

Это имеет большое значение. Ты больше стараешься и сильнее переживаешь, думаешь: если ошибусь, то меня просто засмеют. Ответственность повышается, и желание проехать классно тоже высокое.

Какой должна быть погода для идеального дрифта?

Только сухая погода. Дождь – это ужасно, все получается медленно, хотя гонщикам интересно ехать в таких условиях. А вот смотреть со стороны уже не так интересно, как по сухой трассе. Надеемся, что все ураганы уже прошли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не расстраиваетесь, что не получается самому принять участие в заездах?

Я же здесь судья. К сожалению, невозможно находиться в двух местах одновременно. Понятно, что болельщики хотели бы увидеть меня за рулем, но за меня отдуваться будет Георгий Чивчян.

Фото: предоставлено пресс-службой ANO ROSGONKI

Ваши симпатии на чьей стороне?

Возлагаю большие надежды на победителя «Дороги в дрифт» Марка Шинкарева. Он сейчас идет шестым в чемпионате и по итогам сезона может стать даже чемпионом. Видите, какая интрига? Хотя выиграть сезон достойны многие гонщики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На каком месте в мире находится школа российского дрифта?

Ребята со стороны говорят, что мы лучшие. Я же считаю, что в мире мы наравне с японцами, американцами и европейцами. Везде есть крутые супер пилоты, в каждой серии найдется пять-шесть человек, с которыми интересно конкурировать и ехать. До начала 2022 года у нас получалось пересекаться с ними, надеюсь, увидимся и в будущем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что нужно сделать, чтобы безоговорочно считаться лидерами?

Наверное, чтобы в России проходил чемпионат, где соберутся все лучшие. Но такого нет и быть не может, потому что все мы рассредоточены по планете очень далеко друг от друга. Хотя мы стремимся к проведению таких соревнований.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отсутствие совместных гонок сказывается на уровне россиян?

На уровне дрифта нет. Просто не стало трех-четырех международных пилотов, которые задавали тренд. В России продолжаем «меситься» между собой, развиваемся, строим хорошие машины. Иностранцы хотят приезжать, им очень нравилось ездить в России, но их неправильно поймут на родине. Так что пока не время. Ждем, когда сможем гонять вместе со всеми.

С высочайшим уровнем наших гонщиков разобрались. А как на них влияет имеющийся в распоряжении автомобиль?

Очень сильно. Машина нужна очень быстрая и надежная, потому что от скорости растут нагрузки на все узлы и агрегаты. Если команда не умеет создавать автомобиль, который доезжает все четыре дня без поломок, гонщику сложно претендовать на высокие места.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Автопарк российских гонщиков соответствует мировым стандартам?

Безусловно. Понятно, не у всех команд, но у тех, кто борется за чемпионство, собраны очень хорошие автомобили. Думаю, у нас лучшие машины в мире, по крайней мере, в нашей команде точно.

Фото: предоставлено пресс-службой ANO ROSGONKI
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сколько представителей России в топ-10 дрифтеров планеты?

Наверное, четверо. И трое в топ-3. На самом деле, все эти рейтинги условны, только гонка может показать твой уровень. Сегодня ты победитель, а завтра можешь проиграть, и лучшим будет уже другой гонщик.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В других гоночных сериях и дисциплинах есть легенды: в Формуле 1 – Айртон Сенна и Михаэль Шумахер, в ралли – Себастьян Леб, в ралли-рейдах – Владимир Чагин и другие. А кто имеет такой статус в дрифте?

Чивчян точно. Надеюсь, и Цареградцева можно назвать. Из зарубежных – Джеймс Дин, Масато Кавабата, Дайго Сайто. Но для всех свои имена. Лучше спросить у зрителей, кого они считают легендами, кто внес наибольший вклад в развитие нашего вида спорта.

Ваше детство в автоспорте как начиналось?

Спортивного детства не было. Я за руль в профессиональном спорте сел, когда мне был тридцатник. А до этого ездил на полулегальных и нелегальных соревнованиях, которые и спортом нельзя назвать. Скорее, неосознанные тренировки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ваш случай – исключение из правил?

По-разному бывает. У меня просто получилось. У других ребят, кто поздно заходил, – тоже. А кто-то так и не смог закрепиться в дрифте. Наверное, зависит от нейронных связей. Я же в детстве много ездил на самой разной технике – от «Жигулей» и «Москвичей» до всего чего угодно. И это ощущение и чувство автомобиля дает абсолютно любая техника – не обязательно быть в спорте, можно просто ездить динамично.

Закладывали в повороты уже тогда?

Конечно. Только тогда мы не знали, что такое дрифт, а вот поноситься по безлюдной местности – с удовольствием. Хорошо, что ничего плохого не случилось, максимум втыкались в сугробы.

Какой первый автомобиль разбили?

«Москвич-412». Он же был моим первым авто в жизни. Улетел в бордюр. Тогда же не было понятия летняя или зимняя резина – какая стоит, на той и едешь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Серьезные аварии случались?

Ни одной. Ни в спорте, ни на гражданке. Я же вне трассы езжу спокойно, профессиональные гонщики видят опасности, которые подстерегают на дорогах общего пользования.

Из именитых российских гонщиков кого пригласили бы в дрифт?

Единственного в России обладателя Суперлицензии Виталия Петрова. Интересно посмотреть, как он справился бы с настоящей гоночной дрифтовой машиной. Может, когда-нибудь удастся заманить его в Sochi Drift Challenge.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Третий этап у нас, например, ехал Александр Смоляр. Очень неплохо у него получалось. Вот только он сломал машину еще до квалификации.

Фото: предоставлено пресс-службой ANO ROSGONKI
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Легко ли перейти в дрифт из другой дисциплины?

Нет, он другой. Если в одиночном заезде многие разбираются (те же раллисты, которые много скользят, осилят его без проблем), то уже в парном начинаются проблемы.

Вот и расскажите, как же так филигранно получается проходить виражи парой?

Это как раз самое сложное – нелегкая история, пока ты не поймешь процесс. Важно понять и отточить навыки. Мы же сами учились самостоятельно – смотрели, как это делают японцы, пытались повторить. Нужно ориентироваться на партнера, смотреть только за его машиной.

Какие машины привлекают зрителей: «Жигули» или иномарки?

«Жигулей» в дрифте почти нет. Один только Федор Воробьев мучается с ними. Но такие машины не эффективны, толку от них нет. А яркие, громкие и быстрые автомобили манят болельщиков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Куда нужно пойти, чтобы научиться дрифту?

Хорошие школы в России есть: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Находите курсы, записывайтесь и пробуйте. Необязательно сразу покупать машину, строить ее и мучаться. В дрифт-школе вы мчите уже на подготовленном авто и понимаете, нужно ли это. Вот такой короткий путь в спорт.

Минимальный денежный порог, чтобы зайти в спорт?

Зима в России длинная. Берете условные «Жигули» за 100 тысяч рублей, еще немного на починку, если что-то у них отвалится – и вперед, в зимние любительские соревнования! А в RDS GP машина меньше 15 миллионов рублей уже не стоит. Моя вообще в двадцатку обошлась. В дрифте разориться легко, он может легко сделать миллиардера миллионером.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Назовите три материальные вещи, о которых вы мечтаете и которые можно купить за деньги?

У меня все есть. Я хочу стать лучшим дрифтером мира, но это не купишь за деньги. Ресурсы для этого у меня глобально есть – хорошая машина, поддержка партнеров, мы сейчас и второй автомобиль строим. Дело не в деньгах, а в идее. Как раз занимаюсь идеологическим продвижением дрифта, а это не про деньги. Хотелось бы, чтобы дрифт рос, охватывал все больше стран, чтобы чемпионаты развивались и выступало больше гонщиков на хороших машинах.

Яхта 100-метровая не нужна?

Нет-нет. Материальные истории меня не будоражат. Я ездил на миллиарде разных машин. У меня в огороде стоят новые Toyota Supra, затюнингованная «Нива», Dodge RAM, простой автобус Nissan Elgrand с правым рулем на каждый день и стоимостью 500 тысяч рублей. Мне важна функция, а не обертка. Зачем мне яхта? Жизнь больше проходит в телефоне и на работе, а не на побережье.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Каким будет Sochi Drift Challenge в следующем сезоне?

Он должен стать лучшим зимне-летним чемпионатом в мире. Хотя по мне, он уже является таковым. Репрезентативность гонщиков от профессионалов до любителей, отношение к пилотам классное, локация – невероятная.

Кстати, наши трансляции на странице в ВК собирают миллион зрителей – серьезный уровень. Но лучше приехать и увидеть гонки вживую.