Российский кинематограф ориентирован в основном на зрителей из России. Добиться устойчивого присутствия в других странах пока не получается, как и конкурировать с Голливудом (это ни у кого не получается). Однако, как сообщает издание «Коммерсантъ», за первые девять месяцев 2024 года российские фильмы заработали на зарубежных рынках 15,3 миллиона долларов, что значительно превышает показатель аналогичного периода прошлого года (11,8 миллиона долларов).
Российские фильмы начали активнее смотреть за рубежом: сборы рекордно выросли по сравнению с прошлым годом

При этом список стран, где показывают российское кино, очень ограничен. Основным зарубежным рынком для отечественного кино продолжает оставаться Китай. Там отечественные ленты собрали 1,8 миллиона долларов. В списке лидеров также Бразилия с суммой почти 1,2 миллиона долларов и Мексика, где сборы составили 1,15 миллиона долларов.

Суммы небольшие, однако рост все равно впечатляет (почти на треть). Что важно: иностранцам не очень интересны фильмы или сериалы. С большей охотой они смотрят российскую анимацию. Это наиболее привлекательный для них жанр. Так, самым кассовым проектом вновь стала анимационная франшиза «Маша и Медведь», которая принесла 2,8 миллиона долларов. На второй строчке рейтинга — мультфильм «Коты Эрмитажа» (2,1 миллиона долларов), а замыкает тройку лидеров «Снежная королева: Разморозка» с 2 миллиона долларов сборов.
Отечественная анимация, пусть и многое утратила после развала Советского Союза, все еще продолжает оставаться популярным и востребованным жанром среди иностранцев. И ничего плохого в этом нет. Если жанр найдет свою нишу, а в индустрии появятся деньги, возможно уже в ближайшем будущем Россия сможет создать конкурентный продукт, который с огромной охотой будут смотреть за рубежом (пока сборы маленькие).

Так, японская анимация известна на весь мир. Аниме активно смотрят миллионы людей по всему миру, а громкие тайтлы в прокате собирают десятки миллионов долларов. При этом японское кино не интересует даже японцев. Индустрия фактически мертва. В России с кино все значительно лучше, но анимации точно есть куда расти. Но пока нам очень далеко до Японии. Как минимум, из-за количества тайтлов, которые выходят.
Об этом, к слову, свидетельствует динамика сборов. Например, в третьем квартале доходы от показов российских фильмов снизились с 3,1 млн долларов, заработанных в апреле-июне, до 1,1 млн долларов в период с июля по сентябрь. По данным издания, такое колебание связано с производственным циклом фильмов, что влияет на распределение их доходов в течение года.
У аниме такой проблемы нет, потому что сериалы для стриминга выходят равномерно в течение года. В России обеспечить такой же график выхода новых тайтлов нереально, потому что у нас попросту нет такого количества специалистов и студий. Но все может измениться в перспективе нескольких лет (или десятилетий).