С чего начать знакомство с творчеством Виктора Пелевина: 5 фактов

Виктор Пелевин — легендарный писатель с мировым именем, его романы выходят колоссальными тиражами и переводятся на английский и немецкий языки. При этом, почти двадцать лет он не появляется на публике и не дает интервью, ведя скрытный образ жизни. К выходу документального расследования о личности Пелевина в онлайн-кинотеатре KION, мы вспоминаем 5 важных фактов из его биографии.
С чего начать знакомство с творчеством Виктора Пелевина: 5 фактов

Пелевинская Москва

Любой писатель рисует образы города на страницах своих романов: Дублин Джеймса Джойса, Санкт-Петербург Достоевского, а тур по «Булгаковской Москве» — один из самых популярных среди туристов. Виктор Пелевин родился и вырос в столице, поэтому «златоглавая» периодически мелькает в его текстах. Среди самых значимых:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Дом №9 на Тверском бульваре. В нем не только происходит действие третьего и одного из важнейших романов «Чапаев и Пустота» (1996), это строение еще и находится через дорогу от дома, в котором вырос Пелевин.
  • В Битцевском парке, а точнее на «Лысой горе» впервые появляется главная героиня романа «Священная книга оборотня» (2004) Лиса А Хули. Это неудивительно, ведь лес находится рядом с местом прописки писателя в районе Северное Чертаново.

Колдун Игнат и люди, и первый рассказ

Первый рассказ Виктора Пелевина был напечатан в журнале «Наука и религия», что уже довольно символично. «Колдун Игнат и люди» (1989) был определен самим автором, как «сказочка», только в ней уже был намек и урок всем читателям и критикам: на литературную авансцену вышел писатель с креном и в сторону фантастики, и в сторону постмодернизма. Несмотря на свою краткость, текст содержит типичные для Пелевина черты стиля.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Карлос Кастанеда и магический реализм

На заре своей карьеры в 1990–1992 годах писатель в первый и последний раз в жизни выступил в качестве редактора. Его выбор пал на перевод мистика и эзотерика Карлоса Кастанеду, гуру магического реализма и психоделики. После работы над трехтомником американского мыслителя, сокрывшего почти все факты о себе, Пелевин последовательно занялся «стиранием» своей личности, словно прислушиваясь к голосу главного кастанедовского персонажа Дона Хуана из романа «Путешествие в Икстлан» (1972):

«Ты должен стирать все вокруг себя до тех пор, пока ничего нельзя будет считать само собой разумеющимся, пока не останется ничего гарантированного или реального. Твоя проблема в том, что ты слишком реален. Твои усилия слишком реальны. Твои настроения слишком реальны. Не считай вещи настолько настоящими. Ты должен начать стирать себя». К. Кастанеда. «Путешествие в Икстлан»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пустота и дзен-буддизм

В интервью 2002 года Пелевин сказал: «Я всего лишь изучаю и практикую свой ум, для которого Дхарма Будды лучший инструмент, который я знаю: и это то, что слово "буддизм" для меня значит». В. Пелевин. Интервью для журнала ВОМВ. Интервьюер Лев Кропывьянский

Задолго до этого разговора писатель-отшельник проникся витавшими в воздухе идеями самосовершенствования, духовных поисков и поголовным увлечением восточными практиками. Уже в рассказе «Желтая стрела» (1993) идеи дзен-буддизма проступают со всей очевидностью:

«В сущности, никакого счастья нет, есть только сознание счастья. Или, другими словами, есть только сознание. Нет никакой Индии, никакого поезда, никакого окна. Есть только сознание, а все остальное, в том числе и мы сами, существует только постольку, поскольку попадает в его сферу. Так почему же, думаю я снова и снова, почему же нам не пойти прямо к бесконечному и невыразимому счастью, бросив все остальное? Правда, придется бросить и себя. Но кто бросит? Кто тогда будет счастлив? И кто несчастлив сейчас?» В. Пелевин. «Желтая стрела»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В последующих сочинениях влияние учения Гаутамы лишь продолжит укрепляться.

Виктор П и экранизации

Вопреки колоссальному успеху и гигантским тиражам великого мистификатора, его литературным детищам не везло на киновоплощения. Мало кто знает, что до нашумевшего «Generation П» Виктора Гинзбурга (2011) «Синий фонарь» (1991) Пелевина экранизировала Ульяна Шилкина под названием «Ничего страшного» (2000). В 2015 вышел американский фильм «Мизинец Будды» на основе романа «Чапаева и Пустота». Режиссер проекта Тони Пембертон девять лет не мог найти финансирования, а после выхода малобюджетная картина не снискала хоть какой-нибудь популярности. Последней на данный момент могла бы стать одноименная экранизация книги «Ампир V» (2006), но она не вышла в прокат в этом году.