«Ненавижу Тарковского»: как Сарик Андреасян поругался со студентами киноколледжа и что о нем думают коллеги

Режиссер резко прошелся по авторскому кино и спровоцировал волну хейта в соцсетях.
Константин Колмаков
Константин Колмаков
«Ненавижу Тарковского»: как Сарик Андреасян поругался со студентами киноколледжа и что о нем думают коллеги
@sarik_andreasyan / Соцсети
Содержание

Сарик Андреасян — один из самых противоречивых режиссеров России. Большинство его работ – низкорейтинговые ремейки советских или западных фильмов. При этом сам режиссер не скупится на критику в адрес коллег и публично заявил о ненависти к фильмам Андрея Тарковского. Как это было и какое место в современном кинематографе занимает сам Сарик?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что случилось?

5 марта Андреасян выступил перед студентами Московского киноколледжа № 40. Режиссера спросили об отношении к авторскому кино, на что в ответ получили развернутую тираду с оскорблениями.

«Если вы хотите быть бедными всю жизнь, я вообще не против. А вы думаете на "Аноре" не зарабатывают деньги? Это благотворительность? [...] Дело не в деньгах, мне не интересно маргинальное кино, что ты от меня хочешь, зачем ты меня заставляешь смотреть эту лажу? [...] Я ненавижу Тарковского. Тарковский — это ужасно. Я ненавижу авторское кино, Тарковский — это плохо. Если вы позвали меня обсуждать это, я это обсуждать не готов. Это деградирующий кинематограф, остался 60 лет назад, забыли это. Если вы хотите быть нищими, кончеными, блюющими кинематографистами, идите ***. Я занимаюсь этим 20 лет, вы думаете, я не смотрел всю чепуху, о которой вы рассказываете? Это моя жизнь и мой выбор», – сказал Андреасян.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
@sarik_andreasyan / Соцсети

Естественно, такие высказывания не остались незамеченными – видео с выступлением Андреасяна слили в сеть (хотя, по версии СМИ, он извинился перед аудиторией и попросил не распространяться), режиссера раскритиковали и сами студенты, и его коллеги по цеху.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«То, что он говорит, – необразованная глупость. Авторское кино – это сложное интеллектуальное кино, на которое ходят люди. В российском кинематографе тоже есть такие фильмы, которые собирали приличную кассу. Некоторые из них были успешнее с точки зрения денег, чем фильмография Андреасяна. Давайте скажем честно, все фильмы Андреасяна, которые он снял, снимает и снимет не стоят, и двух минут Тарковского. Тарковский – один из величайших, тончайших, умнейших режиссёров. Я не помню, чтобы кто-то из серьёзных режиссеров позволял себе такие высказывания в отношении других режиссеров. Это свидетельствует о каком-то изменении сознания», – сказал Алексей Герман-младший (номинант и лауреат Венецианского кинофестиваля, автор фильмов «Довлатов», «Воздух» и других).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сам Сарик был вынужден публично объясниться.

«Я считаю, что именно из-за таких киношкол и такой системы образования в нашей стране никогда не будет полноценной киноиндустрии. Через несколько лет, когда эти ученики выйдут в настоящий мир кино и столкнутся с правдой, они поймут, что я им пытался растолковать, но пусть все учатся на своих ошибках, и я в том числе. Моя ошибка лишь в том, что я поверил, что можно честно вести разговор с теми, кто на это не готов. Тарковский в помощь, ребята! Живите прошлым, а мы будем делать кино сегодняшнее и будущее. Я всем желаю хорошего воспитания, а себе лучше управлять собственным гневом», – написал он в своем Telegram-канале.

@sarik_andreasyan / Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не первый выпад в адрес легенд кино

К слову, такой наброс от Сарика – далеко не первый. Еще в 2012-м Андреасян в интервью «Афише» прошелся по западным кинематографистам, назвав фильм «Королевство полной луны» Уэса Андерсона (7.8 по IMDB, 7.7 по Кинопоиску) «высшей степенью дебилизма». Кроме того, он охарактеризовал юмор братьев Коэн как что-то «за гранью добра и зла», назвал картины Вуди Аллена простыми «как две копейки» и отметил, что не понимает, зачем Тарантино снимает свое кино. Лучшие же комедии для Андреасяна – ранние фильмы Адама Сэндлера «Большой папа» и «Счастливчик Гилмор».

Еще один пассаж Сарика в интервью «Афише» коснулся разницы между американским и российским кино. «Знаете, почему в Каннах и Венеции всякой нашей шняге дают призы? Все эти фильмы сняты в грязных подъездах, чтобы выставить Россию в дурном свете. Никогда "Стиляги" ничего не получат, потому что там Россия выглядит хорошо. Им выгодно, чтобы все думали, что Россия — это балалайки, медведи, маргиналы, Германики, "Овсянки", "Грузы 200". Все это за гранью добра и зла. Американцы свое кино экспортируют, а нам дают фестивальные призы, чтобы мы всегда были в низшей лиге», – отметил режиссер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
@sarik_andreasyan / Соцсети

За что критикуют самого Сарика?

В 2012-м году выпускник факультета журналистики и «Мастерской Юрия Грымова», сценарист нескольких серий «Не родись красивой» снял первый для своей кинокомпании Enjoy Movies фильм «Тот еще Карлсон!» с Михаилом Галустяном (2.6 по Кинопоиску), который раскритиковали рецензенты, но «оценили» зрители. По крайней мере, сборы троекратно окупили затраты на продакшн.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2014-м он снял фильм с уже двукратным обладателем «Оскара» Эдрианом Броуди – «Ограбление по-американски» провалилось в прокате, но получило чуть больший рейтинг: 5.9 на «Кинопоиске».

А в 2016-м он снял картину «Землетрясение», которую пытался отправить на «Оскар» как «Лучший фильм на иностранном языке». Андреасян выдвигал фильм от Армении, но Американская киноакадемия отказалась принимать заявку, поскольку над фильмом в большей степени работали граждане России, нежели Армении.

Главная критика в адрес самого Сарика касается если не ворованных полностью, то скопированных сценариев: «ЛОпуХИ: эпизод первый» (2009) напоминают «Тупой и еще тупее», «Беременный» – ремейк «Джуниора» с Арнольдом Шварценеггером, «Служебный роман. Наше время» – тут и так все понятно, две части «Что творят мужчины» – попытка переплюнуть «О чем говорят мужчины» Квартета И, а «Защитники» – прямая попытка создать российский аналог «Мстителей».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«У Сарика уникальный дар: его фильмы объединяют людей в ненависти к его фильмам. Даже дети Сарика никогда не просят папу помочь им со школьным спектаклем. Но я всем сердцем люблю его фильмы. От них в душе остается долгий привкус люля. "Онегин", "Денискины рассказы", "Простоквашино" — Сарик настойчиво покупает права на то, чем не умеет управлять. Он даже кошку с дерева снимает плохо. Но зато войдет в историю как первый режиссер, который не читал ничего из того, что экранизирует», – так в 2024-м году сказал об Андреасяне генеральный директор телеканала «Пятница» Николай Картозия.

Правда, волна критики со стороны коллег не влияют на творчество Андреасяна – режиссер выпускает минимум по одному фильму ежегодно, а последняя картина Сарика «Онегин» получила рейтинг 7.6 на Кинопоиске и собрала в прокате 809 миллионов рублей при затратах в 500 миллионов (в первую неделю проката собрал более 332 миллионов).