Что делает кинооператор, кроме того, что стоит с камерой? И почему это одна из самых тяжелых профессий в кино?

Деловой мужчина в кепке, майке, джинсах и кроссовках за камерой, сосредоточенно что-то высматривающий в объектив — именно так обычно представляются операторы кино, люди, ответственные за то, что мы с вами в итоге видим на экране, когда смотрим фильм. На самом деле, операторы не всегда смотрят в объектив во время съемок. Более того — они не всегда сидят за камерой, и это не всегда мужчины. Рассказываем о профессии кинооператора, чем они занимаются, за что отвечают и что у них общего с шахтерами.
Что делает кинооператор, кроме того, что стоит с камерой? И почему это одна из самых тяжелых профессий в кино?
Getty images
Содержание статьи

За что отвечает оператор?

Оператор — человек на съемочной площадке, который отвечает за воплощение визуального решения фильма. Проще говоря, все, что вы видите в кино — это результат работы оператора, помноженный на монтаж, цветокоррекцию и прочие штуки, которые делаются на постпродакшене. Оператор обычно составляет раскадровку фильма вместе с режиссером во время подготовки к съемкам, составляет список необходимого оборудования, управляется с камерой и светом, а также отвечает за создание спецэффектов (впрочем, никто не заставляет его лично делать всякие фокусы — этим занимаются отдельные люди, он лишь должен запечатлеть результат).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оператор — это тот, кто держит камеру в руках?

Не всегда. Обычно под «оператором» подразумевается оператор-постановщик, или DP. Но это не обязательно тот, кто сидит за камерой на операторском кране или таскает стедикам в руках — им может быть оператор камеры, а оператор-постановщик им руководит. Правда, на небольших проектах, где бюджет на штат небольшой, не всегда есть возможность разгуляться, и оператор сам хватается за объектив.

unsplash.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А кто еще ему подчиняется?

На самом деле, оператор — это одна из самых сложных кинопрофессий, и не только потому, что нужно тяжеленную камеру на плече носить. Есть определение «операторский цех» (или camera crew) — речь о целой команде людей, которые помогают оператору. Обычно они делятся на две категории: осветители и техники. Первые возятся, что логично, с освещением, вторые — непосредственно с камерой, рельсами, всякими кранами и прочим. Осветителя обычно зовут гафером, техника — грипом (с одной «п»). Операторский цех может вмещать в себя до пары-тройки десятков человек, особенно на больших проектах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И всеми ими руководит оператор?

В целом, да. У оператора есть и помощники: например, кей-грип — начальник техников. Но, в общем, оператор — это такой человек-оркестр, который точно знает, как выставить освещение, какой подобрать объектив для камеры, где проложить рельсы для тележки, на которой «ездит» камера (ее называют «долли», но овечки тут ни при чем), и так далее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Иногда операторы, как, например, Уолли Пфистер (на фото), оператор Кристофера Нолана, сами становятся режиссерами.
Иногда операторы, как, например, Уолли Пфистер (на фото), оператор Кристофера Нолана, сами становятся режиссерами.
IMDB

Режиссер вообще всеми руководит — подумаешь!

Да, но, тем не менее, у операторов работы часто больше, чем у всех других. Они рано встают, так как освещение выставляется до того, как на площадку придут актеры, поздно уходят, так как освещение после смены еще надо собрать, и главное — они, по сути, являются эдаким «полупроводником» между видением режиссера и тем, как фильм в итоге будет выглядеть. Поэтому из опытных режиссеров и операторов часто складываются постоянные, сработавшиеся дуэты — как, например, союз Вонга Кар-Вая и Кристофера Дойла.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, работа оператора часто самая нервная — во-первых, он отвечает за чисто техническую составляющую, а это большая ответственность. Не только потому, что камера или объектив могут повредиться, а отвечать за это будет понятно кто — необходимо обеспечить бесперебойную работу вообще всего, что связано с техникой, потому что любой простой на съемочной площадке превращается в убыток для продюсеров. Во-вторых, ему нужно понять, чего именно хочет нежный творческий режиссер и жестко, бескомпромиссно претворить его «хотелки» в жизнь, либо аккуратно сказать ему, что вот это и это — невозможно. Да еще параллельно не разругаться — такое тоже бывает довольно часто.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
unsplash.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А правда, что у операторов часто болит спина и они плохо спят?

Про плохо спят — пожалуй, правда, особенно во время съемок. Есть такое понятие в кино, как «отсыпные» — так называют выходные в перерывах между сменами, потому что обычно на них все участники съемочного процесса дрыхнут по 12 и больше часов, пытаясь справиться с недосыпом и усталостью. Для операторов это особенно актуально — они стрессуют и выматываются больше всех. Про «болит спина»: если ты всю жизнь работаешь на независимом кино и самостоятельно таскаешь тяжеленный стэдикам, то вполне возможно (правда, чаще болят плечи — от ригов, т.е. плечевых упоров под камеру). Однако, как уже было сказано, в Голливуде оператор не всегда носит камеру самостоятельно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Правда, что оператор — это мужская профессия?

Она требует определенной физической сноровки, чаще присущей мужчинам, даже если вы сбагриваете технику «камерамэну» (т.е. оператору камеры). По той же причине вы нечасто встретите женщин-шахтеров, например. Но это совершенно не значит, что женщина не может быть оператором — отнюдь. Бывали даже случаи, когда, например, во ВГИКе в операторскую мастерскую набиралось больше девушек, чем парней — и видели бы вы этих девушек! Красивые, стройные, сильные — просто мечта.

Тем более в последнее время женщин-операторов становится все больше. Простейший пример — россиянка Ксения Середа, которая к 28 годам успела снять 30 с лишним проектов, включая, например, три серии хитового сериала по видеоигре The Last of Us. При этом до сих пор ни у одной женщины-оператора нет «Оскара» — в этом году его могла получить Мэнди Уокер за «Элвиса» База Лурмана, но в итоге она досталась Джеймсу Френду за фильм «На Западном фронте без перемен».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ксения Середа
Ксения Середа
IMDB

И последнее: где можно учиться на оператора?