«Барбенгеймер»: почему в США все сошли с ума с одновременного выхода в прокат «Барби» и «Оппенгеймера»?

В Голливуде событие, которое нельзя недооценивать: два больших авторских блокбастера выходят в прокат в один день, да еще и после продолжительной рекламной кампании. Итоги мы можем наблюдать уже сейчас: это противостояние изменит индустрию гораздо больше, чем нам кажется. Рассказываем, как именно.
«Барбенгеймер»: почему в США все сошли с ума с одновременного выхода в прокат «Барби» и «Оппенгеймера»?
IMDb
Содержание статьи

Для начала: что за «Барбигеймер»?

«Барбигеймер», как зовут его в российских СМИ (на самом деле, более верный вариант «Барбенгеймер», с буквой «н» в середине) — это явление, которое стихийно сформировалось из-за одновременного выпуска сразу двух крупнейших летних блокбастеров: «Барби» Греты Гервиг и «Оппенгеймера» Кристофера Нолана. Оба фильма вышли в прокат в один и тот же день — 21 июля. Это не типичная ситуация для Голливуда — обычно фильмы «разводят» по разным датам для того, чтобы они не конкурировали друг с другом. Впрочем, эта практика нормальна и для России, где отечественные блокбастеры часто борются за возможность выйти в новогодние каникулы; просто в России редко бывает такое, что два крупных релиза от двух крупнейших киностудий «дерутся» за даты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Шутливый постер «Барбигеймера», сделанный дизайнером Шоном Лонгмором
Шутливый постер «Барбигеймера», сделанный дизайнером Шоном Лонгмором
Из социальных сетей автора постера, дизайнера Шона Лонгмора

Почему это произошло? Вариант первый: месть

«Барби» выпускает киностудия Warner Bros., в то время как «Оппенгеймер» снят Universal. С WB ранее работал Кристофер Нолан, который разорвал сотрудничество со студией после того, как они решили уменьшить промежуток между кинотеатральными релизами своих фильмов и выходом на цифровых носителях. Проще говоря: теперь их фильмы быстрее можно будет посмотреть дома, а не в кинотеатре. Нолан, как фанат кинотеатрального формата, не стерпел такого и решил уйти к конкурентам в Universal. Итак, смысл теории в том, что одновременный выпуск «Барби» с «Оппенгеймером» был сделан для того, чтобы насолить Нолану. Но это, как и все конспирологические теории, маловероятно, т.к. сами «Уорнеры» желают «вернуть» себе звездного режиссера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кристофер Нолан руководит съёмочным процессом «Оппенгеймера»
Кристофер Нолан руководит съёмочным процессом «Оппенгеймера»
IMDB

Вариант второй: намеренный вброс

Другая теория, менее конспирологическая и более вероятная — кто-то из менеджеров студий решил первым, что хорошая идея выпустить фильм одновременно с конкурентом, предельно противоположным в плане стилистики. И впрямь, мрачная эстетика «Оппенгеймера» как будто плохо стыкуется с конфетной «Барби». Чтобы усилить эффект, была вброшена инфа о грядущем «барбингеймере» — сперва как будто в виде шутки, но аудитория шутку подхватила. И дальше пошел так называемый «сарафан»: мемы, самопальный мерч, даже фейковый трейлер выпустили! Правда, сам Нолан не очень доволен таким решением студий. А вот Грета Гервиг и Марго Робби движуху поддержали и даже сходили на фильм конкурента!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Марго Робби и Грета Гервиг
Марго Робби и Грета Гервиг
Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так это хорошо или плохо?

Это редкий случай столкновения двух фильмов-гигантов, и совсем уж беспрецедентный, учитывая то, в какой хайп вылилось это противостояние. Западные аналитики предполагали, что это будет плохо для обоих фильмов, мол, без подобной конкуренции каждый из релизов собрал бы больше денег. Более того, «Оппенгеймеру» вообще предрекали низкие сборы — не только из-за того, что «Барби» основан на знаменитом бренде, но и потому что сюжет о разработке ядерной бомбы сильно резонирует с тревожными событиями в мире и может отпугнуть потенциальных зрителей. Вдобавок ко всему, Нолану пришлось дышать в спину Тому Крузу и его очередной «невыполнимой миссии», которая вышла на неделю раньше и показывалась в IMAX-кинотеатрах (а Нолан является фанатом именно этого формата). Предполагалось, что супершпионский боевик может «сожрать» часть сборов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Миссия: невыполнима. Смертельная расплата, часть 1»
«Миссия: невыполнима. Смертельная расплата, часть 1»
IMDB

Что из этого вышло в итоге?

Уже сейчас можно сказать, что перед нами — редкий пример того, что аналитики не просто заблуждались, но и буквально сели в лужу. Оба фильма показали в первый уикенд (он отсчитывается со дня начала проката до первого рабочего дня, т.е. с пятницы по воскресенье в США и с четверга по воскресенье у нас) ошеломительные результаты. «Барби» собрал $337 миллионов, с лихвой окупив свой бюджет. «Оппенгеймер» — $174 миллиона; это, конечно, почти в два раза меньше, чем у конкурента, и пока что меньше, чем требуется для окупаемости (бюджет фильма — $100 миллионов). Но гораздо больше предполагаемых цифр: аналитики предсказывали «Барби» сборы в районе $100 миллионов, «Оппенгеймеру» — около $50 миллионов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Соцсети

А что Том Круз? Да ничего — поворчал, что «Миссия невыполнима» соберет меньше, чем хотелось бы, плюнул на все, позвал режиссера фильма Кристофера Маккуорри и пошли вместе на двойной сеанс «Барби» и «Оппенгеймера».

И на что это повлияет?

Ясно точно, что оба фильма окупятся и принесут солидные деньги студиям. Это уникальный пример для кино. Он говорит о многом, особенно на фоне продолжающихся сценарной и актерской забастовок: во-первых, о том, что привычные маркетинговые привычки студий — заваливать зрителей тизерами, трейлерами, тизерами трейлеров и так далее — пора пересмотреть в сторону большего креатива. На это жирно намекает, например, и провал «Флэша», одной из главных надежд все тех же Warner Bros., которые в последнее время вообще плохо себя чувствуют из-за неудачи за неудачей с фильмами по кинокомиксам DC.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во-вторых, что в целом формат традиционных блокбастеров с кучей CGI-графики и фансервиса (все то, что предлагали до этого многочисленные фильмы по комиксам, «Звездным войнам» и так далее) пора пересмотреть: будущее за креативными, умными и относительно дешевыми проектами. Просто для сравнения: еще раз взгляните на цифры сборов «Барбенгеймера» с суммарным бюджетом в $240 миллионов долларов за оба фильма и сколько собрал «Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть первая», снятый за $290 миллионов: всего-то $54 миллиона в первый уикенд! Или сравните со сборами «Индиана Джонс и колесо судьбы», который стоил аж $295 миллионов: он собрал около $60 миллионов на старте.

Нажми и смотри

Что также говорит нам о том, что зрители устали от бесконечных сиквелов, приквелов, частей первых и вторых, и просто хотят посмотреть классное кино со свежими идеями, а не очередное продолжение того, что уже успело сто раз всем надоесть. Проще говоря, «Барбенгеймер» — это не просто пранк, который вышел из-под контроля, это важнейшее событие для Голливуда, после которого индустрия может значительно измениться. Будем смотреть, что будет дальше.