«Самый ожидаемый сериал года» – с такой припиской на Okko вышли первые серии нового драматического сериала «Аутсорс» Душана Глигорова. После успеха «Трассы» режиссер снял еще одну картину, исследующую личность, пороки, страхи и знакомую многим философию о месте человека в государстве.
«Аутсорс»: почему стоит смотреть сериал, не похожий на другие современные проекты о 90-х

О чем сериал?
О не самой романтичной части 90-х уже снимали Балабанов, Бодров и многие другие режиссеры – кажется, будто про этот временной промежуток истории страны уже сняли все, что можно. Глигоров же предлагает оригинальный сюжет с осмыслением недавнего прошлого страны, где не было моратория на смертную казнь.
Действие «Аутсорса» разворачивается в середине 90-х в отдаленном портовом городе Камчатки, куда в местную тюрьму приезжает новый сотрудник Костя (Иван Янковский). Одна из его задач – приводить в исполнение смертный приговор осужденным. Погружаясь в рабочую среду, он знакомится с другими надзирателями Сашей (Эльдар Калимулин) и Романом (Данил Стеклов), тюремным врачом Петром (Леонид Тележинский) и прокурором Андреем Михайловым (Дмитрий Сумин). Именно с ними он придумывает особый бизнес – за деньги позволять пострадавшим (родственникам убитых жертв) исполнять смертный приговор осужденным.

«Нам не нравится эта работа, мы не хотим их убивать. Однако в мире есть люди, которым это очень сильно бы хотелось», – такой фразой герой Янковского убеждает коллег начать дело.
Однако сюжет построен не столько на самом бизнесе, сколько вокруг людей, живущих в городе, — самих работниках тюрьмы и их родственниках, каждый из которых не лишен пороков и своего личного кризиса.
Почему стоит смотреть «Аутсорс»?
В последние годы фильмов и сериалов про 90-е стало заметно больше – это и нашумевшее «Слово пацана» про жестоких подростков, и «Лихие» про реальную историю семейного подряда киллеров из «Общака». «Аутсорс» же, во-первых, не про банды и группировки, а про простых людей, которые жили и выживали в турбулентные времена. Во-вторых, временной контекст важен скорее для объяснения причины внутренних переживаний героев – не реализовавший себя врач Петр жалуется на плачевное состояние медицины и дефицит лекарств, главный герой Костя с первых минут показан как философ, рассуждающий о несовершенстве тогдашнего законодательства, разницы между палачом и убийцей и монополии государства на насилие.

И несмотря на то, что в «Аутсорсе» есть масса напоминаний о 90-х — старые советские машины, «Сектор Газа» и Михаил Круг на дискотеках, — человеческие взаимоотношения и общие социальные проблемы мало отличаются от актуальной реальности. За исключением разве что центральной сюжетной линии вокруг самой тюрьмы и бизнеса, которым начинают заниматься надсмотрщики. Табуированная тема изнасилования, спорные патриархальные устои, одиночество и душевная пустота, нереализованность, мужская неверность и ее последствия, желание каждого жителя загибающегося города выбраться из нищеты — все это можно спокойно переложить на сегодняшние реалии. И причем на любой далекий от областных центров город — не зря в сериале само место действия никогда не называется. Чем-то напоминает гоголевский уездный город N, где главным градообразующим местом была тюрьма.
«Аутсорс», в отличие от многих других последних работ про 90-е — не про самое действие и бизнес тюремных надсмотрщиков, а про раскрытие человеческих душ и их моральные ориентиры, которые так или иначе стираются из-за их прямой работы (исполнения приговора). Диалогов в первых двух сериях было куда больше, чем экшна, как, например, в тех же «Лихих». И с каждым диалогом риторических вопросов, где правильность ответа определяется возможностью или невозможностью героя пойти на сделку с совестью, становится все больше.
И этим диалогам хочется верить – из-за часового хронометража каждой серии каждый герой получает достаточно экранного времени для погружения и раскрытия персонажа. А спектр захваченных тем – и эпидемия ВИЧ, и домашнее насилие, и супружеская неверность, и коррупция, и вечный вопрос «что такое добро, а что такое зло» – показывают общий срез того времени.

И, конечно, самая противоречивая и интересная фигура — Иван Янковский, который после «Слова пацана» и «Преступления и наказания» перевоплотился в искусного манипулятора, который пытается свести воедино насилие и беспристрастную справедливость ради денег и шанса на лучшую жизнь.