Быстрые и буйные: история российского фристайл-мотокросса

О том, как развивалось экстремальное направление, — рассказывает родоначальник движения Алексей Колесников.
Максим Крюков
Максим Крюков
Быстрые и буйные: история российского фристайл-мотокросса
Фото: из личного архива героя
Содержание

Лаконичная аббревиатура FMX (Freestyle Motocross) уже давно знакома всему миру — подвид мотоспорта по праву называют самым зрелищным и захватывающим из существующих. В России фристайл-мотокросс как важная экстремальная дисциплина живет и развивается без малого 20 лет. О том, как FMX появился в нашей стране, рассказывает его родоначальник и по совместительству основатель команды FMX13 Алексей Колесников. Бонусом прославленный райдер поделился советами по грамотному выбору оборудования и выстраиванию тренировочного процесса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Алексей Колесников
Фото: из личного архива героя
  1. Мастер спорта, победитель этапов чемпионатов мира и Европы;
  2. райдер команды Red Bull и основатель команды FMX13;
  3. единственный российский участник Red Bull X-Fighters, входил в топ-20 лучших райдеров мира;
  4. участник крупнейших российских и международных шоу, включая Nitro Circus.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как FMX оказался в России

Когда я занимался мотокроссом в подмосковном городе Коломне, меня особенно цепляло ощущение полета — так я и выбрал дисциплину FMX. Официальным годом старта российского фристайл-мотокросса можно считать 2005-й, когда построили первые рампы. Стартовый период был, мягко говоря, непростым: ни я, да и, наверное, никто не знал, как грамотно подготовить мотоцикл и оборудование к прыжкам. У нас были лишь диски и видеокассеты с выступлениями иностранных райдеров, за которыми мы повторяли, — такие вот методички. Тяжелые тренировки, бесконечные падения и травмы, но в то же время маленькие победы, а затем высокие достижения. Без одного не случилось бы другого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тренировочный процесс

Мы начинали прыгать с небольших расстояний, причем делали это на третьей передаче вместо второй, потому что просто не знали, как правильно.

Фото: из личного архива героя

Тренировка на мотоцикле начинается с разминки и легкой растяжки — далее всё зависит от целей и продолжительности (кто-то будет прыгать 30 минут, а кто-то 3 часа — так и выбирается интенсивность). В общую физическую подготовку входит велосипед, бег, элементы гимнастики и работа с резинками. А мне нравится бокс, для выносливости и координации — самое то.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помимо физической подготовки важно помнить и про психологическую. Универсального совета, конечно, нет, — мы все разные. Тем более не всегда помогает опыт — из раза в раз заново преодолеваешь страх, учишься управлять им, своим телом и мыслями. Каждому необходим свой метод — кто-то, например, наедине с собой слушает музыку, а кто-то, напротив, активно обсуждает программу с коллегами.

Главный совет начинающим — холодный расчет, большое количество тренировок, обмен опытом и общение с более сильными райдерами. Важно не торопиться и помнить, что испытывать страх абсолютно нормально. Если боитесь, значит вы сфокусированы.

Выступления и любимые трюки

Многое поменялось, когда я попал на раскаточные сессии X-Fighters компании Red Bull в Дублине. Там познакомился с элитой мирового фристайла, среди них — Трэвис Пастрана, Мэт Рэбо, Дани Торрес, Джереми Ласк. Знания, которые я там почерпнул, затем привез в Россию. И как раз в 2007-м мы начали активно развиваться. Первыми большими выступлениями дома были фестивали «Прорыв».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото: из личного архива героя

Если мы говорим про масштабные выступления, Red Bull X-Fighters Exhibition включает в себя энное количество остановок (шоу), организованных в поддержку основного тура. Я принимал участие во многих зарубежных и российских мероприятиях. Крупные шоу — это всегда испытание с дополнительной нагрузкой из-за количества зрителей. Но зато они дают опыт, эмоции и заряд на новые свершения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из трюков всегда любил вращения вроде сальто назад, випы-хлысты, так называемые прыжки боком, когда разворачиваешь мотоцикл в воздухе на 180 градусов и возвращаешь его обратно при приземлении. Конечно, нравились цунами-бэкфлипы. Разучивать новые зрелищные трюки — важно, но у меня в обойме всегда было несколько фирменных движений, которые получались лучше, чем у других.

Мотоциклы для фристайл-мотокросса

Каждый райдер индивидуально вносит доработки. Можно поставить более высокий руль, рычаги для суперфлипа, рулевой стабилизатор, перенести кнопку запуска двигателя, доработать вилку, лапку переключения передач и сиденье, выбрать идеальную резину. Тут на вкус и цвет, но среди компаний я бы выделил Kawasaki, Yamaha, Honda и KTM.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Можно выбрать мотоцикл с двух- или четырехтактным двигателем. Молодые райдеры чаще катают на двухтактных из-за их массы (они весят порядка 90 кг вмест­о классических 110 кг). Про обслуживание мотоцикла можно говорить долго, тут много нюансов: для примера — замена масла в среднем проходит через 10 моточасов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Полная бескомпромиссность

Фристайл-мотокросс — бескомпромиссный вид спорта. Если в гонках ты знаешь, что скорее всего доберешься до финиша (не важно, за какое время), то у нас все устроено иначе. Есть металлический трамплин, а уже через 20–25 метров находится зона для приземления — это расстояние нужно перепрыг­нуть, самому подлетев на 12–13 метров в высоту. Это снайперская работа, в которой нет права на ошибку. Отчасти поэтому нашу отрасль сложно назвать мегавостребованной в смысле привлечения спортсменов — и это при том, что она коммерчески выгодная.

Травмы и как их избегать

Помню три тяжелых момента, когда находился на грани жизни и смерти. Случались перелом основания черепа и повреждение печени. В последний раз у меня было пробито легкое, перебита артерия, сломана ключица — не было пульса. Это произошло в Белуно (Италия), после того как я выиграл чемпионат России и готовился к Gladiator Games в Праге. Такие мелочи, как переломы пальцев рук, ног, ребер, мы уже не берем. Это база.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Залог успеха — много тренироваться, полностью отдаваться этому спорту. Если ты пашешь, это окупается, а риск травматизма уменьшается.

Про создание и идеологию FMX13

Мы не ставили цель создать команду — какое-то время были группой единомышленников. Такие ребята, как Кирилл Гаврилов и Саша Столярихин, со мной с самого начала и остаются по сей день. В какой-то момент, конечно, решили: почему бы не соорудить коллектив на официальном уровне? Так в 2009-м появился FMX13.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня мы топовая команда в РФ — как по количеству новых молодых спортсменов, так и в плане уровня выступлений и медиа. Мы выступаем на форумах, где присутствуют первые лица государства, и главных фестивалях экстремального спорта. У нас есть собственный тренировочный лагерь и все необходимое оборудование, включая мобильные рампы и приемники. Кроме фристайл-мотокросса FMX13 также реализовал проект, связанный с багги. Сейчас мы развиваем снегоходное движение. Дальше — больше.

Социальные проекты, мототерапия, FMX Camp

На протяжении многих лет совместно с компаниями Red Bull и Motul на базе FMX13 в Коломне мы организовываем Kolesnikov FMX Camp. Фактически это недельный сбор с тренировочными сессиями, где участвуют атлеты разного уровня и возраста. Для него мы перестроили парк, сделали безопасные расстояния, пригласили тренеров, медиа, лучших спортивных врачей. Это своего рода образовательный кэмп, через который уже прошли некоторые топовые спортсмены.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хочется рассказать и про социальный проект «Мототерапия». Он зародился в Италии, на родине крестного отца моей дочери, Ванни Одера. Находясь там на тренировочных сборах, я увидел, что он делает для ребят с ограниченными возможностями. Я был тронут до глубины души и пообещал, что мы обязательно привезем проект в Россию и будем развивать его здесь. Это произошло в 2012 году. «Мототерапия» существует как отдельное некоммерческое ответвление, которое также проходит в рамках отдельных мероприятий, например, для детских домов. Это дело наших душ и сердец.