Почему поезд перед началом движения немного сдает назад?

Замечали, что машинист локомотива перед началом движения немного сдаёт назад, а лишь затем набирает ход? Объясняем, почему.
Александр Пономарев
Александр Пономарев
Почему поезд перед началом движения немного сдает назад?
Поезд на самом деле является довольно сложной системой, состоящей из многих элементов как с упругими (межвагонные сцепления), так и жёсткими (рельсы) взаимными связями.
Содержание

Механика процесса

Перемещение состава вдоль пути сопровождается вращением колёс, их осей, якорей тяговых двигателей, элементов движущих механизмов, а также различных колебаний. Тяга поездов — это прикладная наука, изучающая комплекс вопросов, связанных с теорией механического движения поезда и работой локомотивов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В теоретической части данная наука основана на физических законах, в прикладной части — на результатах испытаний подвижного состава и опыте их эксплуатации. Первые основы тяги поездов как науки были заложены ещё в 1813 году англичанином Уильямом Гедли. Это было связано с тем, что самые первые паровозы были неспособны тянуть тяжёлые составы, а вместо этого попросту буксовали на месте.

Все дело в трении

В связи с этим инженеры даже стали высказывать сомнения в том, что паровоз с гладкими колёсами и на гладких рельсах вообще может развить более-менее серьёзную силу тяги. В качестве решения проблемы предлагались различные варианты привода для рельсовых машин — в том числе с зубчатой рейкой, уложенной вдоль полотна. Разумеется, большинство таких идей оказались совершенно бесперспективными, поэтому пришлось обратиться к физике.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Итак, если машинист попытается сразу начать движение поезда вперёд, когда сцепки вагонов натянуты, то едва ли он сможет сдвинуться с места. Суммарная сила трения покоя, действующая со стороны рельсов на колёса состава, превысит силу скольжения ведущих колёс локомотива, создаваемую осями и имеющую противоположное направление. Поэтому сначала машинист подаёт поезд назад, ослабив натяжение сцепок, и лишь затем последовательно приводит в движение вагоны.